Войти
Праздничный портал - Artisthallevent
  • Вечеринка в стиле древний египет
  • Самые оригинальные тосты (Н
  • На новый год: новогодние частушки взрослым Офисные частушки к новому году
  • Сценарий новогоднего праздника «Год Обезьяны Конкурс «Смешные истории»
  • Поздравления учителю обж
  • Объемные открытки своими руками
  • Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы «Новогодние приключения. Первый новый год Счастливый новый год

    Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы «Новогодние приключения. Первый новый год Счастливый новый год

    Русский язык

    Контрольные и проверочные работы за I четверть

    Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

    1-й класс*

    Цель работы – проверить умения выделять в речи предложения, записывать их графически с учетом количества слов, делить простейшие слова на слоги (учитывая их слоговую структуру) и составлять слова из слогов.

    1. Графический диктант.

    У нас живут котята. Они малы и милы. Котята любят играть.

    У речки стоял густой лес. Там ели. Соня нашла много маслят. Хороши были грибы.

    Вот елка. У елки норка. Там живет ежик.

    2. Раздели слова на слоги.

    Нина, Никита, Слава, Иван
    капли, сосны, сок, липа
    козлик, трава, ветка

    а) Выпиши буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука.

    и ы о э ё е у ю

    б) Собери слова из данных слогов.

    ре ту ка ут пи мал ро ла

    Запиши, подчеркни гласные буквы.

    в) Из данных слогов составь и запиши по два слова.

    но ра ро сы

    4. К данным словам подбери слог так, чтобы получилось новое слово.

    Розы за, ли, ле, ка, мо
    пол... ра, ну, ка, ты, си

    Запиши новые слова.

    5. Какие слова ты научился писать письменно? Запиши 2–3 слова.

    2-й класс

    ДИКТАНТЫ

    Цель работы – проверить у учащихся сформированность умений и навыков, связанных с написанием гласных после шипящих, сочетаний чк , чн , с записью слов с мягким знаком на конце и середине слова, с написанием большой буквы в названиях населенных пунктов, рек.

    Объем работы: 25–35 слов.

    ПОМОГ ПТИЧКЕ

    В гнезде у ласточки жили птенчики. Один птенчик упал на землю. Мать кружилась и пи щала. Петя по днял птенца и по садил в гне здо. Живи долго!

    МОЯ ДЕРЕВНЯ

    Я живу в деревне Ве селки. Рядом лес и река Ворона. В лесу под кустами бегают ежи. На речке тихо шумят камыши. На краю леса рыбаки устрои ли шалаши. Они по ймали большую щуку. Хороша буде т уха!

    Жил у Ольги кот. Звали его Мурзик. Был он жирный, хвост пушистый. Кот умел хорошо ло вить мышей. Чуть зашуршит в углу мышка – Мурзик уже там. Чуе т он добычу.

    Примечание . Предупредить о постановке запятой и тире.

    Воробей Чик прыгал у крыльца. Раньше тут была вода. Утром тонкие льдинки покрыли лужи и ручейки. Малыши про бе жали по луже. Льдинки лопнули. Можно пить воду.

    ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ

    Ты виде л на картинке мо рских животных? Вот моржи. Вместо лап у них широкие ласты. Они не похожи на лесных зверей.
    На дне моря живут большие улитки, мо рские звезды и мо рские ежи.

    Летом Хрюша и Каркуша часто были у Степашки в деревне. Рядом с ней находится город Зве ни город и деревня Ложки. Домик Степашки стоит у самого леса. Рядом река Белая и пруд Озерки. Степашка угощает друзей душистым чаем.

    1. Изложение.

    БАРСУЧО НОК

    В дом при несли маленького барсучо нка. Его назвали Киса. По до ше л тихо кот Барсик. Он о бнюхал барсука. При бе жал пес Джек. Звери по дружились, ели из одной чашки. Я часто брал их гулять в лес.
    Наступила осень. Барсук про пал. Он залез в нору и спал там до весны.

    Подготовить письменно ответы на вопросы:

    1. Кого при не сли в дом?
    2. Как назвали барсука?
    3. С кем он подружился?
    4. Куда часто все хо дили гулять?
    5. Где провел зиму барсук?

    Обратить внимание детей на подчеркнутые «опасные» места.

    2. Приготовься писать по памяти.

    Про мчался по лесу дождь. Про мокла земля. Листья покрылись шариками капель. Выгнала вода из листвы маленького зверька. Вот из-за тучки и солнышко вышло . Зве рек выско чил на по лянку. Теплые лучи его со грели.

    Выдели «опасные» места.

    3. Допиши предложения.

    Улетели... и... . В саду пусто и голо. Тишина. Дома играют... . У Миши – ... . Он рисует ежика... . Алеша читает... . На коврике у печки спит... .

    3-й класс

    ДИКТАНТЫ

    Цель работы – проверить умение выделять в тексте предложения (повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные); проследить закрепление ранее пройденных тем.

    Объем диктанта: 35–45 слов.

    Почему крапива жжет? Стебель и листья крапивы покрыты тонкими ворсинками. Их кончики очень острые. Они попадают под кожу и ломаются . Под кожу попадает кислота. Она вызывает зуд и боль.
    Не спе ши ругать крапиву. Так и о пчеле можно судить по жалу. А пчела дает нам мед.

    Последние осенние дни. Скучно. Раскисли дороги. Озеро застыло в ожидании новых крепких морозов. Ночью часто дуют сильные ветры. В такую погоду я с сестрой бываю дома. Мы рисуем. А ты любишь рисовать? Пусть каждый рисунок радуе т твой глаз!

    Луговые опята высыпали на лесной поляне. Глаза разбе гались. Же лтые колечки быстро наполнили корзину. Маленькие грибки мы оставляли. Пусть растут, всех радуют.
    Скоро мы зашли в густую чащу. В глазах у сестры был ужас.
    Наша собака Чики услышала голо с папы. Мы были спасены. Пора идти домой.

    Огромный муравейник под старой елью кипел жизнью. Мы с папой стояли рядом и наблюдали за муравьиными ручейками. Все они текли к кучке из веток и хвои. Рыжие работники несли травинки и сухие цветы. Они тащили все это на один из этажей своего жилища.
    Дружно живут муравьи!

    ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    Вы знаете, где живут пингвины?
    Около Антарктиды есть маленький островок. Его покрывают высокие скалы и огромные льды. И вокруг острова плавают льдины. Всюду крутые берега, только один остров пологий. Здесь любят бывать пингвины. Это пингвиний пляж. На пляж бегут импе раторские пингвины.

    Примечание: подчеркнуть «опасные» места.

    РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

    1. Записать текст по памяти.

    Глаза распахните!
    Смо трите!
    Растущая дико
    Цве тет земляника.
    Не рвите!
    И любку не рвите,
    Но чную фиалку.
    Не делайте палку
    На случай
    Из маленькой елки ко лючей.

    (Л. Николаенко )

    2. Продолжи текст, используя данные слова и выражения.

    Мы сидели на берегу реки. Клеве р сло жил листочки. Ласточки стали летать над самой водой. Мы посмотрели на небо, обла ка и поспе шили домой...

    – Оглушительный гром;
    – косые струи дождя;
    – река закипела, забулькала;
    – искать укрытие;
    – постепенно стих;
    – влажная земля;
    – свежий, пахучий воздух.

    Подумай, какой заголовок точнее подходит к тексту, который ты составишь:

      ПЕРЕД ГРОЗОЙ

    Озаглавь текст и запиши.

    3. Подготовь после чтения текста ответы на вопросы.

    После чаю я уходил на охоту... Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел и, может быть, с этим не встречался в своей жизни.

    (М. Пришвин )

    Вопросы

    Ночью по лесу пробежал дождь. Солнышко поднималось над деревьями. Лес засветился яркими огнями. Каждая травинка блестела на солнце. Огромные листья медленно падали с кленов. Какая красота вокруг! В воздухе повисли прозрачные паутинки. На каждой паутинке сияли крошечные жемчужины.

    (По В. Бианки )

    Задание : подчеркнуть «опасные» места.

    4-й класс

    ДИКТАНТЫ

    Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения».

    Объем текста: 60–65 слов.

    ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ

    Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух соби рал стадо.
    Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

    Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.
    Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!
    Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба.
    Зверькам при годится !

    (По В. Коржикову )

    Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны.

    (По А.М. Горькому )

    Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
    Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов.

    ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

    (Из книги «Круглый год» )

    Задание:

    ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ

    Стоял теплый осенний день.
    Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он.
    Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень.
    Чтобы стоять крепко!

    (По Э. Шиму )

    Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

    РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

    1. Изложение.

    РЫБКИ В КЛЕТКЕ

    Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды.
    Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул.
    Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса!

    (По Н. Сладкову )

    Слова для справок:

      I часть: замети л.

      II часть: запе р, бе че вка.

    2. Изложение.

    СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

    Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
    Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
    В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.

    3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания.

    Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).

    Контрольная работа по русскому языку за I четверть 4 класс

    Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

    4-й класс ДИКТАНТЫ

    Цель работы - проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения».

    Объем текста: 60-65 слов.

    ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ

    Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.
    Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

    УДАЧА

    Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.
    Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!
    Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба.
    Зверькам пригодится!

    (По В. Коржикову)

    ВСТРЕЧА

    Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны.

    (По А.М. Горькому)

    РЫБАЛКА

    Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
    Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов.

    ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    ЕЛКА

    С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

    (Из книги «Круглый год»)

    ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ

    Стоял теплый осенний день.
    Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он.
    Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень.
    Чтобы стоять крепко!

    (По Э. Шиму)

    Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

    РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

    1. Изложение.

    РЫБКИ В КЛЕТКЕ

    Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды.
    Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул.
    Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса!

    (По Н. Сладкову)

    Слова для справок:

    I часть: заметил.

    II часть: запер, бечевка.

    2. Изложение.

    СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

    Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
    Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
    В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.

    3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания.

    Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).

    Новый Год – особенный праздник. Самый семейный и самый добрый. Именно поэтому хочется, чтобы малыш с самого начала своей жизни узнал об этом замечательном празднике. Даже если малыш не понимает сути этого большого праздника, взрослые готовят малышу подарки. Родители стремятся преподнести своему крохе яркие игрушки, другие родственники могут подарить и что-то более прагматичное - например, теплое одеяло или автомобильное кресло.

    Главным атрибутом Нового Года считается нарядная ёлка. Для маленького ребёнка любой предмет обихода может стать источником опасности. Что уж говорить о ёлке, которая мало того что в иголках, так ещё и наряжена красивыми яркими шарами, которые легко лопаются на мелкие части. Ребёнок может и поцарапаться об иголки, и съесть кусочек разбитого новогоднего шара. Поэтому вопрос: «Ставить или не ставить ёлку?» стоит перед родителями очень остро.

    По мнению педиатров, ставить ёлку для ребёнка, которому или ещё не исполнился год, или вот-вот исполнится, безусловно, нужно. Нельзя только в том случае, когда у малыша проявится аллергия на хвою. Но кроме как опытным путём этого не узнаешь. Главное, продумать, каким образом поставить ёлку, чтобы малыш не причинил себе вред. Ставить ёлку следует так высоко, чтобы ребёнок до неё не дотянулся. Если вы достаточно обезопасите малыша и ёлку друг от друга, то и украшать её вы сможете по своему вкусу, не беспокоясь, сможет ли ребёнок попробовать игрушки на вкус или нет. Хотя предпочтение лучше отдать пластиковым елочным игрушкам – в отличие от хрупких стеклянных шаров, даже разбившись, они не разлетаются на мелкие осколки. Свечки вешать на ёлку не рекомендуется. Открытый огонь вообще очень опасен, тем более, когда в доме маленький ребёнок.

    Для годовалого малыша ёлка – настоящее чудо. Шары блестят, мишура переливается от каждого дуновения воздуха, гирлянда мигает, звезда горит. Этот новый предмет интерьера сможет стать настоящим учебником для малыша. На ней сосредоточено большое количество разнообразных новых вещей, которых малыш ещё не видел. Таким образом, он узнает новые слова и новые понятия:

    • Ёлочка пахнет, и её иголки колются.
    • Гирлянда горит, когда вставлена в розетку, это электричество.
    • Шары блестят, они красивые, но хрупкие, трогать их нельзя.
    • Мишура переливается, она лёгкая и красивая, легко рвётся.
    Под присмотром взрослого ребёнок сможет ознакомиться со всем этим богатством, ведь сам он не сможет достать до ёлки.

    Такое яркое событие, как новогодняя ёлка, способствует огромному скачку в развитии речевого аппарата у малыша, а также интеллекта и восприятия окружающего мира. Чтобы малыш всё запомнил как можно лучше, можно рассказывать ему про ёлочку и ёлочные украшения в стихах. Небольшие четверостишья легко выучить родителям, и они легко запоминаются малышам.

    Четверостишия про Новый год для малышей

    Дед Мороз, красный нос.
    Голубая шапка.
    Что ты нам в мешке принес?
    Там наверно сладко.

    Наша елка высока
    выше папы,
    выше мамы -
    достает до потолка.

    Стоит она пушистая,
    От снега серебристая!
    Красивые иголки
    У новогодней ёлки.

    Дети водят xopoвод,
    Хлопают в ладоши.
    Здравствуй, здравствуй.Новый год!
    Ты такой xopoший!

    Знакомимся с елкой

    Рассказывать про ёлку стоит, как только вы принесли её в дом. Покажите, какая ёлка в разобранном виде. Поведайте крохе, что вы будете её ставить в ведро с песком или специальную подставку. Подведите ребёнка к ёлке, покажите её поближе. Дотроньтесь рукой до иголочек, а потом предложите сделать то же самое малышу. Обратите внимание ребёнка на волшебный аромат хвои. Лучшим вариантом знакомства ребёнка с ёлкой будет поехать вместе с ним в лес, посмотреть, как растут ёлочки, или на ёлочный базар. Если же у вас нет автомобиля, в помощь вам будут детские книжки про ёлки и зверей, которых у вашего малыша наверняка большое количество. Вы можете показать ёлочку на картинке и вживую, формируя соотношение нарисованного и настоящего предмета. Это помогает в развитии речи, памяти и воображения.

    Впечатления малыша очень яркие, поэтому имеет смысл рассказывать малышу о ёлке несколько раз. Что-то запомнится с первого раза, что-то впоследствии. Каждый раз малыш будет узнавать для себя что-то новое.

    Русский язык

    Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

    4-й класс

    ДИКТАНТЫ

    Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения».

    Объем текста: 60–65 слов.

    ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ

    Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух соби рал стадо.
    Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

    Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.
    Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!
    Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба.
    Зверькам при годится !

    (По В. Коржикову )

    Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны.

    (По А.М. Горькому )

    Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
    Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов.

    ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

    (Из книги «Круглый год» )

    Задание:

    ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ

    Стоял теплый осенний день.
    Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он.
    Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень.
    Чтобы стоять крепко!

    (По Э. Шиму )

    Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

    РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

    1. Изложение.

    РЫБКИ В КЛЕТКЕ

    Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды.
    Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул.
    Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса!

    (По Н. Сладкову )

    Слова для справок:

      I часть: замети л.

      II часть: запе р, бе че вка.

    2. Изложение.

    СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

    Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
    Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
    В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.

    3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания.

    Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).