Войти
Праздничный портал - Artisthallevent
  • Переделанные стихи и песни про логопедов и все логопедическое есть?
  • Загадки про рыбудля детей и взрослых Загадки про разных рыб
  • Красивые и прикольные поздравления с днем крещения руси — история и дата праздника Православные поздравления с днем крещения руси
  • Егорьев день – первый выгон скота
  • Оригинальные идеи для новогодних фотосессий
  • Фанты на день рождения для веселой компании взрослых
  • День юрия 6 мая в году. Егорьев день – первый выгон скота

    День юрия 6 мая в году. Егорьев день – первый выгон скота

    Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. . Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
    Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
    Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

    На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточкам. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

    Егорий Вешний. При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
    Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
    У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
    Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
    На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

    День Дажьбога (Овсень большой) (Праздник славян)

    Дажьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожии внуки).
    В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях славили Дажьбога.
    «Славим Дажьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он - отец наш.» /Вел. 31/
    День Дажьбога - это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:
    Ты, Дажьбоже храбрый!
    Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
    Охрани от медведя лютого,
    Сбереги и от волка хищного!
    Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Дажьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дожьбога над Велесом.

    Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

    Наблюдения.- Обряды.- Угощенья - Сказание о Георгии Храбром

    Наблюдательные поселяне говорят: «Егорий с теплом, а Никола с кормом.- Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь.- Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес.-Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку.-Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес.-Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом.-Выгоняй скот на Юрьеву росу.-Егорий с водой, а Никола с травой.-На Руси два Егорья, холодный да голодный, а везде Божья благодать.- Что у волка в зубах, то Егорий дал.- Он сыт, как Юрьева гора,-говорят нерехонцы про богатого мужика.- Святый Юрий коров запасает, а Никола коней,- говорят белоруссы.-Егорий с полувозом, а Никола с целым возом. В Чухломском и Холмогорском уездах говорят: «В поле стадо сгонять и Егорья окликать ».
    В день святого Георгия выгоняют скот на траву вербою, оставленной от Вербной недели. Рано утром служат молебны на студенцах, реках, или лугах от всего мира, и после благословения от священника провожают всею деревнею скотину в поле. Здесь угощают пастухов сытною мирскою яичницею, наделяют холстом и деньгами. На этом празднике пастухов веселятся все поселяне.
    В Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Курске на Юрьев день бывает ярмарка, где продают деревянные, глиняные коровки. В Муромском уезде бывали прежде крестные ходы вокруг пашен; а в других местах вокруг сел и всех полей. В Мшюруссии 23 апреля бывает крестный ход на жито. Питчане, в память их предков, хлыновцев, одержавших победу над чудью и вотяками, на Юрьев день из села Иолкова приносили в Вятку образ св. Георгия вместе с железными стрелами.
    На Юрьев день начинаются сельские гулянья. В Шенкурске и Вельском округе разыгрываются вечерние хороводы. В Солигаличе и Буе выходят поселяне ночью петь песни, которые всегда оканчиваются припевами о сохранении стад. Смоленские жители выходят в город освежаться на горах и гуляют до поздней три.
    Между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно мредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитывани-см холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине, если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой.
    С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки. Работники, по старому обычаю, нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». Торговцы говорят: «Выставь к Юрьеву дню - доспею к Юрьеву дню». Для них этот день служит указанием события: «А это было до Юрьева дня - кажись, случилось на Юрьев день».
    Наш народ сохранил древнее сказание о Георгии Храбром - искоренителе басурманства и поборнике светлой Руси. Приводим здесь это сказание:

    Во святой земле, православной,
    Нарожается желанное детище
    У тоя ли пре Мудрыя Софии;
    И нарекает она по имени
    Свое то детище Георгий,
    По прозваньицу Храброй.
    Возростает Георгий Храброй
    Промеж трех родных сестер,
    От добра дела не отходючи,
    Святым словом огражаючи,
    Миру крещеному угожаючи.
    Как и стал он, Георгий Храброй,
    Во матёр возраст приходите,
    Ум-разум сознавати,
    И учал он во те поры,
    Думу крепкую оповедати
    Своей родимой матушке,
    А и ей ли, премудрой Софии:
    «Соизволь, родимая матушка,
    Осударыня, премудрая София,
    Ехать мне ко земле светло-Русской
    Утверждать веры христианские».
    И дает ему родимая матушка,
    Она ли, осударыня премудрая София,
    Свое благословение великое:
    Ехать ко той земле светло-Русской,
    Утверждать веры христианские.
    Едет он, Георгий Храброй,
    Ко той земле светло-Русской,
    От востока до запада поезжаючи,
    Святую веру утверждаючи,
    Бесерменскую веру побеждаючи.

    На те леса, на темные,
    На те леса, на дремучие;





    «Ой вы, леса, леса темные!
    Ой вы, леса, леса дремучие!
    Зарбститеся, леса темные,

    Раскиньтеся, леса дремучие,
    По крутым горам, по высокиим,
    По божьему все веленью,
    По Георгиеву все молению,
    По его слову, Георгиеву,
    По его ли, Храброго, моленью!»
    Зарастали леса темные
    По святой земле светло-Русской,
    Раскидалися леса дремучие
    По крутым горам, по высокиим.
    Наезжает он, Георгий Храброй,
    На те горы, на высокие,
    На те холмы на широкие;
    Хочет он, Георгий, туто проехати,
    Хочет он, Храброй, туто проторити;
    Нельзя Георгию туто проехати,
    Нельзя Храброму туто подумати
    И Георгий Храброй проглаголует:
    «Ой вы, горы, горы высокие!
    Ой вы, холмы, холмы широкие!
    Рассыптеся, горы высокие,
    По всей земле светло-Русской,
    Становитесь, холмы широкие,
    По степям, полям зеленыим,
    По божьему все велению,
    По Георгиеву все молению!»
    По его ли слову, Георгиеву,

    Рассыпалися горы высокие
    По всей земле светло-Русской,
    Становилися холмы широкие
    По степям, полям зеленыим.
    Наезжает он, Георгий Храброй,
    На те моря, на глубокие,
    На те реки, на широкие;
    Хочет он, Георгий, туто проехати,
    Хочет он, Храброй, туто проторити:
    Нельзя Георгию туто проехати,
    Нельзя Храброму туто подумати.
    И Георгий Храброй проглаголует:
    «Ой вы, моря, моря глубокие!
    Ой вы, реки, реки широкие!
    Потеките, моря глубокие,
    По всей земле светло-Русской,
    Побегите, реки широкие,
    От востока да и до запада,
    По божьему все велению,
    По Георгиеву все молению!»
    По его ли слову, Георгиеву,
    По его ли, Храброго, молению,
    Протекали моря глубокие
    По всей земле светло-Русской,
    Пробегали реки широкие
    От востока да и до запада.
    Наезжает он, Георгий Храброй,
    На тех зверей, на могучиих,
    На тех зверей, на рогатыих;
    Хочет он, Георгий, туто проехати,
    Хочет он, Храброй, туто проторити:
    Нельзя Георгию туто проехати,
    Нельзя Храброму туто подумати.
    И Георгий Храброй проглаголует:
    «Ой вы, звери, звери могучие!
    Ой вы, звери, звери рогатые!
    Заселитеся, звери могучие,
    По всей земле светло - Русской,
    Плодитеся, звери рогатые,
    По степям, полям без числа,
    По божьему все велению,
    По Георгиеву все молению!»
    И он, Георгий Храброй, заповедует
    Всем зверям могучиим,
    Всем зверям рогатыим:
    «А и есть про вас на съедомое -
    Во полях трава муравчата,
    А и есть про вас на пойлипо -
    Во реках вода студеная».
    По его ли слову, Георгиеву,
    По его ли, Храброго, молению,
    Заселялися звери могучие
    По всей земле светло-Русской;
    Плодились звери могучие
    По степям, полям без числа;
    Они пьют, едят повеленное,
    Повеленное, заповеданное
    От его, Георгия Храброго.
    Наезжает он, Георгий Храброй,
    На то стадо, на змииное,
    На то стадо, на лютое;
    Хочет он, Георгий, туто проехати

    И стадо змииное возговорит
    Ко тому ли Георгию Храброму:
    «А ли ты, Георгий, не ведаешь,
    А ли ты, Храброй, не знаешь:
    Что та земля словом заказана,
    Словом заказана, заповедана.
    По той земле, заповеданной,
    Пеш человек не прохаживал,
    На коню никто не проезживал.
    Уйми ты, Георгий, своего коня ретивого,
    Воротися ты, Храброй, сам назад».
    Вынимал Георгий саблю острую,
    Нападал Храброй на стадо змииное.
    Ровно три дня и три ночи
    Рубит, колет стадо змииное;
    А на третий день ко вечеру
    Посек, порубил стадо лютое.
    Наезжает он, Георгий Храброй,
    На ту землю светло-Русскую,
    На те поля, реки широкие,
    На те высоки терема, златоверхие.
    Хочет он, Георгий, туто проехати,
    Хочет он, Храброй, туто проторити.
    Как и тут ли ему, Георгию,
    Выходят навстречу красны девицы,
    Как и тут ли ему, Храброму, проглаголуют:
    «А и тебя ли мы, Георгий, дожидаючись,
    Тридцать три года не вступаючи
    С высока терема, златоверхого,
    А и тебя ли мы, Храброго, дожидаючись,
    Держим на роду велик обет:
    Отдать землю светло-Русскую,
    Принять от тебя веру крещеную».
    Примает он, Георгий Храброй,
    Ту землю светло-Русскую
    Под свой велик покров,
    Утверждает веру крещеную
    По всей земле светло-Русской.

    Подобная легенда отыскана была Колляром и напечатана в собрании Чермно-русских песен, в которой воспевается победа над змием и освобождение девицы. Немцы сохранили старинную рыцарскую песню о сражении Бернского Дидриха с драконом-Dieterichs Drachenkampf.
    В Кологривском уезде сохранилось Егорьевское окликанье:

    Мы вокруг поля ходили,
    Егория окликали,
    Макарья величали.
    Егорий ты наш Храбрый...
    Ты спаси нашу скотинку
    В поле и за полем,
    В лесу и за лесом,
    Под светлым под месяцем,
    Под красным солнышком,
    От волка от хищного,
    От медведя лютого,
    От зверя лукавого.

    Благоговение к св. Георгию Победоносцу принадлежит всем христианам; но славянский мир более всех ознаменовал себя. Сербы на Юрьев день купаются до восхождения солнца и выгоняют скотину в поле вербою. Они говорят: «Нет лета без Юрьева дни». Сербянки в своих песнях поют: «О праздник св. Георгия, приди и найди меня замужем»! Булгары на Юрьев день шкалают агнца без пролития крови на землю. Этою кровью они мажут у детей чело, ланиты и бороду.
    Барашка зажаривают при собрании всех домашних и родных неженатых мужчин. После совершения молитвы священником начинается пиршество. Вечером все косточки барашка зарывают в землю. Жарение барашка совершают сербы, боснийцы и герцеговинцы. В Галиции отправляют на Юрьев день праздник пастухов с конскими ристаниями и песнями.
    В старину у наших отцов было предание, что в Лукоморье есть люди, которые 26-го ноября умирают, а 23-го апреля оживают. Пред смертью будто они сносили свои товары в одно место, где зимою соседи могли их брать за известную цену, без всякого обмана. С бессовестными покупателями они рассчитывались весною, при своем оживлении (Кар. Ист. Т. VII, стр. 233). Это предание, известное еще Геродоту, вероятно, было занесено на Русь с востока.

    Встреча бойцов по смешанным единоборствам в легком весе, выступающих под эгидой UFC, действующего чемпиона Хабиба Нурмагомедова (Россия) и временного чемпиона Дастина Портье (США) состоится в рамках турнира "UFC 242", который будет проведен в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов.

    Россиянин Хабиб Нурмагомедов вернется в восьмиугольник, чтобы побороться за объединение "легких поясов". При этом, по словам отца Хабиба, встреча не будет спокойной прогулкой, поскольку Портье заслужил право на этот бой по спортивному принципу и нельзя принижать его достоинства.


    То есть, дата боя Хабиба Нурмагомедова и Дастина Портье:
    * 7 сентября 2019 г.

    Хотя, конечно же, не все родительские дни приходятся на субботу. Так, первый родительский день после Пасхи в 2019 году, который называется Радоница, проводится во вторник через неделю после Светлого Христова Воскресенья.


    Пасху православные верующие отмечали в 2019 году 28 апреля, соответственно Радоница приходится на 7 мая 2019 года .

    То есть, какого числа будет Радоница (родительский день после Пасхи 2019 года):
    * во вторник 7 мая 2019 г.

    В некоторых российских регионах дата 7 мая 2019 года объявлена выходным днем. С учетом майских праздников, в начале мая 2019 года у жителей этих регионов будет 10 выходных дней.

    Ураза-байрам в 2019 году - выходной или рабочий день:

    В некоторых регионах страны первый день Ураза-байрам (в 2019 году - 4 июня) является официальным нерабочим днем, дополнительным выходным.

    Отдыхают в честь праздника следующие регионы РФ:
    * Республика Адыгея.
    * Республика Башкортостан (Башкирия).
    * Республика Дагестан.
    * Кабардино-Балкарская Республика (Кабардино-Балкария).
    * Карачаево-Черкесская Республика (Карачаево-Черкессия).
    * Республика Крым.
    * Республика Татарстан.
    * Чеченская Республика.

    В перечисленных регионах вторник 4 июня 2019 года является выходным днем, а понедельник накануне (3 июня 2019 года) - коротким рабочим днем.

    6 мая Православная церковь почитает память Георгия Победоносца. В народе эта дата получила название Егорьев день. 6 мая проводили обряд первого выгона скота, а люди купались в росе, собирали целебные травы, жгли костры, совершали аграрные обряды и устраивали ритуальные трапезы.

    • Юрьев день,
    • Егорий Вешний,
    • Егорьев день.

    Юрьев день: традиции празднования

    Юрьев день – праздник пастухов. Их в поле кормили мирской яичницей и одаривали подарками. У южных славян Юрьев день вместе с делили год на два полугодия: «Юрьевское» и «Дмитровское».

    У восточных славян Егорьев день – главный скотоводческий праздник в году. В это время впервые выгоняли скот на пастбище. У южных славян и в Карпатах в эту дату проводили ритуальное доение овец, делали первый замер молока. Овцу, предназначенную для первого доения, украшали венком из цветов и трав. На котёл, в который её доили, вешали отдельный венок.

    В Юрьев день проводили много магических обрядов, защищающих скотину от волков, сглаза, нечистой силы, укусов насекомых, а также направленных на плодовитость и благополучие животных в период летнего выпаса.

    В Белоруссии, на Украине и в Болгарии крестьяне выходили в поле осмотреть посевы. Иногда приглашали священнослужителей, проводивших молебны и освящавших землю. Хозяева с утра обходили принадлежащие им участки земли, устраивали в поле трапезу. Остатки пищи после трапезы закапывали в землю. Чтобы увеличить урожайность посевов и защитить их от засухи и града, хозяева кувыркались по земле. Для защиты земли от непогоды в поле втыкали ветки, освященные в церкви в Вербное воскресенье. Чтобы у коров было больше молока, в некоторых областях их выводили на зеленеющие поля злаковых культур.

    Было принято «окликать» молодоженов. С этой целью молодёжные группы ходили по домам тех пар, которые поженились менее года назад, окликали их по имени отчеству, исполняли для них венчальные песни. Молодежь за «окликание» от супружеской четы получала угощение и подарки.

    На западнорусских территориях и на востоке Белоруссии жгли большие общесельские костры. У Южных славян Юрьев день считался началом полугодия, которое продолжалось до ).

    С Юрьева дня отменялись многие запреты на еду. Можно было есть молодое мясо, зелень, молочные продукты, молодые овощи. Первое надоенное молоко раздавали соседям, чтобы помянуть души умерших предков.

    Георгия Победоносца (покровителя этого дня) считали защитником полей, земных плодов и домашнего скота. Ему молились о хорошем урожае, а также о защите животных от болезней, ведьм и других напастей.

    Юрьев день: приметы на 6 мая

    По погодным явлениям этого дня определяли, каким будет урожай:

    1. Если на Егория тепло, то лето не за горами.
    2. В этот день нельзя ничего вязать, и даже брать в руки шерстяные изделия. Иначе волки всех овец перегрызут.
    3. Ругаться и кричать на Юрия нельзя, а то грозой убьёт.
    4. Сильный дождь идёт – много травы вырастет.
    5. Если на Егория луна находится в стадии роста, дует порывистый ветер и пасмурно, то такая погода продержится ещё достаточно долго.
    6. Комары в стаи сбиваются – к потеплению.
    7. Увидеть утром росу – к хорошему урожаю проса.
    8. Иней на деревьях – к богатому сбору гречихи.
    9. Дождь – к отличному урожаю злаковых культур, но вот гречка не уродится в этом году.
    10. Безветренное ясное утро – хороший знак. Ранние посевы – удачные, сбор урожая с них будет отменным.
    11. Если с утра было холодно, пасмурно или дождливо, а к вечеру распогодилось, то удачными станут поздние посевы.
    12. Если с 6 на 7 мая ночь теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
    13. Южный ветер – к богатому урожаю, северный – к ранним заморозкам осенью.
    14. Если лист на берёзе крупный, то и урожая жди хорошего.
    15. Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.

    Человек, рождённый 6 мая, будет хорошо ухаживать за животными. В качестве талисмана ему подходит оникс.

    Видео: Егорьев день

    Егорьев день - Народное название праздника православной церкви в честь великомученика Георгия. День памяти отмечается дважды в год: и 26 ноября/9 декабря. Русские крестьяне говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный».

    В русской народном календаре Георгий Победоносец считался одним из главных святых. Празднование Егорьева дня приходилось на ранневесенний период народного календаря. Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы; Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Св. Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу, Св. Георгий, если его попросить, дает полям первый дождь.

    Первый день чествования св. Георгия был установлен в эпоху раннего христианства в память о его мученической смерти, по преданию, через усекновение головы. Второй день памяти, осенний, является установлением русской православной церкви. В народном представлении св. Егорий воспринимается как зачинатель весны. В весенний день св. Егория в первый раз выгоняли в поле скот и стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает с наступлением весны, и ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота. Повсеместно этот день считался пастушьим праздником. В среднерусской полосе к этому дню были приурочены земледельческие обряды: крестные ходы на засеянные поля, молебны с обращением к св. Егорию, катание по земле и егорьевской росе рано утром. На Украине говаривали: «Святой Юрий по полю ходит, хлеб-жито робит, росу спускает». Крестьяне верили, что, зарытые в межи, остатки пасхальных кушаний, вместе с молитвой к св. Георгию о ниспослании урожая, охранят посевы от градобития.
    Крестьяне верили, что вода, освящаемая в Юрьев день, имеет благотворное влияние на рост полевых культур. Во время крестного хода этой водой окропляли посевы, траву, на которой должен пастись скот.
    В ряде российских губерний только с праздника св. Георгия начинали сеять яровые хлеба, овес, ячмень и огородные культуры.

    Как и с другими народно-православными праздниками, с этим днем связано множество примет, наблюдений, поговорок, которые свидетельствуют о народной мудрости и предсказывают судьбу будущего урожая. «»Кукушка кукует до Егория – к неурожаю», «На Егорья мороз – будет просо и овес», «Егорий с водой, а Никола с травой», «»На Егорья мороз – под кустом овес». «На Егорья мороз – гречи хороши», « На Юрья роса – будет добрая проса», «На Юрья роса – не надо коням овса», «Не хвались на Юрьев день посевом, гордись на Николин травою», «Ранний горох сей до Георгия, поздний – после Георгия», «С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду», «Сей рассаду на Георгия – будет щей вдоволь».

    Егорий Зимний завершал хозяйственные хлопоты и сроки наймов. Егорий Зимний - поверья, связанные с днем Егория Зимнего, соприкасаются с поверьями Егория Вешнего. Считалось, что в этот день змеи, потерпевшие поражение от св. Георгия, становятся очень злыми, а Егорий Зимний старается защитить от них людей и животных. В одной из легенд рассказывается о том, как змеи пытались ужалить св. Параскеву Пятницу, которая шла по лесу в день Егория Зимнего, но Егорий отогнал змей. Св. Георгий считался также покровителем волков: осенью, когда волки голодны, именно св. Георгий дает им пищу.

    Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное тяжелым крестьянским трудом и заботами, «уныло однообразная с бесхитростными радостями и скорбями». Будням противопоставлялись праздники, самые древние из которых были связанны с земледельческим календарем. К таким праздникам относился Егорьев день.

    Егорьев день (Егорий, Егорий храбрый, Юрий зеленый, Юрьев день) - народное название двух церковных православных праздников, дней памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых.

    В народе говорили: "На Руси два Егория: один холодный, другой голодный". Первый - Егорий Вешний ("Летний", "Теплый", "Голодный") - отмечали 23 апреля/6 мая. Второй - Егорий Осенний, Егорий Зимний, Егорий Холодный праздновался 26 ноября/9 декабря

    В представлениях простого народа святой Егорий был олицетворением созидающих сил природы, символом весеннего очищения и обновления природы. Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Счи­талось, что он «открывал» землю, давал плодородие полям, защищал скот.

    С Егория начинается сев яровых. «На Егория мороз – будет просо и овес», «На Егория дождь – будет скоту легкий год, а гречи нерод (неурожай)», – говорили земледельцы. С Георгия начинают сеять корнеплоды – свеклу, морковь.

    Святой Егорий считался покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. В распространенных легендах святой Георгий охраняет домашний скот, помогает пастухам или наказывает их за провинности и нерадивость. Поэтому для Егорьева дня особенно характерны обрядовые действия, направленные на защиту домашних животных.

    Весенний Егорий был днем первого выгона скота в поле. После почти двухсот дней стойлового содержания торжественный первый выгон скота в поле приобретал торжественную и ритуальную окраску.

    В народном сознании прочно укрепилось, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория. Крестьянское поверье гласило, что в этот день святой Георгий сам пасет скот.

    Обряд первого выгона совершался для сохранности скота, получения хорошего приплода и состоял из нескольких этапов:

    · обход скота хозяевами во дворе,

    · ритуальное кормление скота,

    · выгон скотины в стадо,

    · обход стада пастухом,

    · одаривание пастуха и трапеза пастухов и хозяев на выгоне.

    Накануне Егорьева дня крестьяне не работали, «чтобы волк овец не поел». Выгон скота совершался торжественно с соблюдением многочисленных правил.

    Обряд начинался обходом на дворе – он совершался молча или с произнесением каких-либо заговоров или слов с просьбой Святому Егорию сохранить скотину.

    Повсеместно существовал обычай ритуального кормления скота перед выгоном особым хлебом, испеченным в Чистый четверг. Хлеб обеспечивал приплод, силу и здоровье. Хлеб, скармливавшийся скоту, имел разную форму и название.

    Обычаи западных уездов Московской губернии, конечно, имели региональную окраску, но не сильно отличались по сути.

    Так, в Волоколамском уезде , хозяин каждой избы выворачивал шубу, надевал ее поверх шерстью, брал образ святого Георгия и блюдо с мукою, в него клали яйцо и ставили восковую свечу. С этим он обходил свою скотину, выгнанную из хлевов во двор в кучу. После этого образ и блюдо ставилось над воротами на неделю.

    Скотину со двора выгонял сначала сборщик – за ним и все крестьяне. Когда стадо собиралось, сборщик обходил его с мирскою иконой – икону потом передавал пастуху. Скотину в поле гнали вербою. Пригнавши, вербу втыкали каждый на своей полосе. Стадо в поле бывало недолго, ибо кормы еще худы. Пастуха дарили лепешками и яйцами

    В Рузском уезде в 1851 году так проходил первый выгон скота.

    В Егорьев день после обедни священника приглашали на выгон, там совершалось водоосвящение. Поутру пастух, играя на рожке, проходил по деревне, и вдовы, которые пользовались уважением и слыли благочестивыми, выгоняли скотину вербою. По окончании молебна пастух брал образ и обходил три раза все стадо. Наконец скот гнался в поле; его сопровождали крестьяне обоих полов. Пришедши в поле, каждая крестьянка ставила вербу в рожь на своей полосе и молилась Богу. С поля возвращались в деревню, наделивши пастуха хлебом, яйцами, лепешками с творогом.

    В 60-х годах прошлого века в Рузском районе редкая семья не имела скотину, поэтому обычаи Егорьева дня еще хранятся в памяти старожилов. Ритуальный хлеб тогда не пекли, но обязательно припасали отдельную буханку для выгона, нарезали на ломти и присаливали. На землю перед воротами клали коромысло или кочергу, чтобы корова переступила через нее.

    На веревке хозяйка вела до стада, с веткой вербы. Отпустив в стадо, крестила троекратно и сама направлялась к собранию на краю поля.

    Считалось, что на Егорьев день надо обязательно выгонять на пастбище скот, даже если холодно и местами лежит снег, иначе корову невозможно будет «приговорить к стаду». Даже если, в зависимости от погодных условий, скот выгоняли до или после праздника, ритуал соблюдался.

    В первый день выгона скота пастухи играли особую роль. Выгнав стадо за деревню, пастух обходил его трижды, как бы накладывал оберег скота от нападения зверей. Пастухов в этот день надо было обязательно отблагодарить, почествовать.

    Хозяйки, празднично одетые, с узелками с провизией в руках, отправлялись вместе со стадом в поле на выгон. Пастуха одаривали яйцами, пирогами, мясом, сладостями, выпивкой и деньгами. Пастух часто выставлял на выгоне две корзины, куда полагалось складывать приношения. Снедью и выпивкой, принесенными с собой, женщины также угощали друг друга после обхода. С одной стороны, хозяева хотели подарками расположить пастуха к себе и к своей скотине, а с другой - дары должны были иметь магическое значение - сохранить скотину, получить приплод от нее.

    Таким образом, обычаи и обряды Егорьева дня были очень значимы для крестьян. И яркий пример тому – первый после зимы выгон скота, который превращался в народный праздник с охранными, оберегающими ритуальными действиями.

    ЛИТЕРАТУРА

    Волков Н. Н. Описание Рузского уезда Московской губернии / /Московские Губернские Ведомости. 1851,

    Егорий Вешний /Коринфский А.А. Народная Русь.- Смоленск: Русич, 1995. Сс.233-242.

    Егорьев день/ Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря.- СПб.: Искусство СПБ, 2001.СС.151-160

    Егорьев день , глава в кн. Шмелев И. Лето Господне

    Праздники в Рузском уезде в 1851 году //Фольклорные сокровища московской земли. Т.1. Обряды и обрядовый фольклор/ сост. Вступит.ст., комм., указатель и словари Т.М. Ананичевой, Е.А. Самоделовой.- М.:Наследие, 1997.-424с.

    Первый выгон скота. Руза. 1904. Из фондов Рузского краеведческого музея