Войти
Праздничный портал - Artisthallevent
  • Как своими словами сделать комплимент девушке о ее красоте
  • Подруге скорейшего выздоровления
  • Троица: что за праздник значение, приметы и традиции Что означает пятидесятница или троица
  • Любовь до смерти и после: «100 писем к Сереже» Карины Добротворской
  • Вечеринка в стиле древний египет
  • Самые оригинальные тосты (Н
  • С елкой ты знакомился еще малышом автор. Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы «Новогодние приключения

    С елкой ты знакомился еще малышом автор. Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы «Новогодние приключения

    Русский язык Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года. 4-й класс ДИКТАНТЫ Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения». Объем текста: 60–65 слов. ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени. УДАЧА Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины. Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача! Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба. Зверькам пригодится! (По В. Коржикову) ВСТРЕЧА Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны. (По А.М. Горькому) РЫБАЛКА Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны. Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов. ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ ЕЛКА С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук. (Из книги «Круглый год») Задание: поставить пропущенные знаки препинания. ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ Стоял теплый осенний день. Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он. Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень. Чтобы стоять крепко! (По Э. Шиму) Задание: поставить пропущенные знаки препинания. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ 1. Изложение. РЫБКИ В КЛЕТКЕ Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды. Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул. Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса! (По Н. Сладкову) Слова для справок: I часть: заметил. II часть: запер, бечевка. 2. Изложение. СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли. Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их. В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены. 3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания. Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).

    Контрольная работа по русскому языку за I четверть 4 класс

    Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

    4-й класс ДИКТАНТЫ

    Цель работы - проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения».

    Объем текста: 60-65 слов.

    ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ

    Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.
    Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

    УДАЧА

    Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.
    Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!
    Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба.
    Зверькам пригодится!

    (По В. Коржикову)

    ВСТРЕЧА

    Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны.

    (По А.М. Горькому)

    РЫБАЛКА

    Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
    Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов.

    ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    ЕЛКА

    С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

    (Из книги «Круглый год»)

    ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ

    Стоял теплый осенний день.
    Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он.
    Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень.
    Чтобы стоять крепко!

    (По Э. Шиму)

    Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

    РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

    1. Изложение.

    РЫБКИ В КЛЕТКЕ

    Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды.
    Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул.
    Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса!

    (По Н. Сладкову)

    Слова для справок:

    I часть: заметил.

    II часть: запер, бечевка.

    2. Изложение.

    СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

    Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
    Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
    В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.

    3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания.

    Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).

    Спиши. Местоимения, данные в скобках, употреби в нужной форме.

    1) Приплыла к (он) рыбка, спросила:

    «Чего тебе надобно, старче?»

    2) Пошёл он ко своей землянке,

    А землянки нет уж и следа;

    Перед (он) изба со светёлкой…

    3) Перед (она) усердные слуги;

    Она бьёт их, за чупрун таскает.

    4) На (он) прикрикнула старуха,

    На конюшню служить его послала.

    5) «Как ты смеешь, мужик, спорить со (я),

    Со (я), дворянкой столбовою?»..

    Спиши предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

    1) Я-. Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

    2) Ты-. Я вчера весь вечер звонил … , но у … постоянно было занято.

    3) Он-. Я учусь с Володей с первого класса. Я очень хорошо знаю … и давно дружу с … .

    4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

    Спиши. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

    Букет цветов.

    Жизнь цветка в букете коротка. Как продлить цветам жизнь? Рекомендуется удалять листья с нижней части стебля. У роз необходимо срезать и шипы. Конец стебля цветка надо подрезать в воде. Воду для цветов желательно брать комнатной температуры. Можно добавить в неё соль или сахар.

    Спиши. Подчеркни личные окончания глаголов.

    Дятел-хлебосол.

    Почему синицы любят дятла? Зимой дятел не только себя кормит, но и синицам помогает. Сунет клюв в сухую лесину и достанет себе пищу. Куски сухой коры щедро роняет на землю. А в них синицы ищут и находят заснувших жучков.


    Спиши, вставляя пропущенные окончания.

    Морская выдра обычно плава. т вдоль берега. В поисках пищи она ныря. т под воду. Вынырн. т из воды, ляж. т на спину, а в лапах у неё морской ёж или краб. Иногда она принос. т со дна раковину моллюска и камень. Выдра кладёт камень на грудь, крепко сжима. т моллюска и ударя. т раковиной о камень. Колот. т раковину до тех пор, пока она не тресн. т.

    Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы в окончаниях.

    Кто вперёд смотр. т, тот далеко вид. т. 2) За двумя зайцами погон. шься, ни одного не пойма. шь.3) Воду в решете не удерж. шь.4) Конь вырв. тся - догонишь, а

    Слова сказанного не ворот. шь. 5) Не посмотр. шь - не увид. шь, не расспрос. шь, не найдешь.

    _____________________________________________________________________________

    1. Подчеркни разделительный твёрдый знак одной чертой, разделительный мягкий знак – двумя чертами. Выдели в словах приставки.

    Под. ёмный кран, лист. я осины, об. яснить ученику, скам. я под берёзой. С. ёмка фильма, снежная в. юга, с. едобные грибы, медвеж. я квартира, варен. е из ягод.

    2. Подчеркни орфограммы, определи падеж у имён существительных.

    Поздравить учительницу заплатил за квартиру

    Спеша на работу позвонил товарищу

    Помогал отцу встречал учителя

    Написал о Москве принесли из магазина

    Пожалел сороку полетел в ракете

    Забивал молотком выходил из трамвая

    _____________________________________________________________________________

    К б(и, я,е)рёз(и, е), (для) мыш(е, и,ы), (о)гир(е, и), (без)двер(и, е), (по)пустош(е, и,ы), (о)лебед(е, и), (ради) ж(и, ы)зн(е, и), (по)улиц(е, и), (от)скук(и, е), (на)полк(е, и), (к)площад(е, и), (на) мачт(е, и).

    Определите падеж прилагательного единственного числа .

    В дремучем лесу, около низкой сосны, под дубовую скамью, перед большим домом, за старым дубом, к чистому роднику, по извилистой тропе, из-за кирпичной стены, на железной крыше, в сильную метель, в маленьком селе, по пшеничному полю, навстречу любимой маме, с лучшей подругой, при долгом прощании, над еловым лесом, около синего моря, через глубокий овраг, от верного друга, перед сытным обедом.

    (Из) туч(ь), пляж(ь), мыш(ь), тиш(ь), лаваш(ь), (нет)афиш(ь), сторож(ь), суш(ь), теч(ь), (для)груш(ь), кулич(ь), чертёж(ь), помощ(ь), трубач(ь), туш(ь),

    Из-под крыш(ь), вокруг пастбищ(ь), персонаж(ь).

    Определи время, число, и, где это возможно, лицо и род глаголов.

    Бежит, спешил, искать, свищет, пасти, выходите, перевести, мешаем, играешь, толочь, рисую, читает, писала, отвечают, гонят, выполняете, потрясти, вынес, оторвало, беру.

    Сосул(ь)кА, мелоч(ь), п(а, о)д(ъ, ь)хо(т, д), т(е, и,я)гач(ь), дочер(ь, ъ)ю, (не)у(ь, ъ)знал, полн(а, о)ч(ь), (не)с(ь, ъ)мо(к, г), (а, о)б(ь, ъ)ём, с(ь, ъ)(е, и,я)звит(ь), с(е, и,я)ло.

    Определи склонение имён существительных в именительном падеже единственного числа.

    Енот, груша, тыква, корабль, мочалка, мышь, золото, квас, роща, кровать, белка, груз, круг, баран, тишь, мелочь, арка, баркас, кость, доярка.


    Морей, не, зелёный, бежать, зелёнка, и, стоял, синий, зеленеть, а, по, в, рыбачить, большому, рыбе, великан , направо, о, рыбак, вперёд.

    ____________________________________________________________________________

    Береза у дороги.

    За крайн… избой дальн… деревушки виднелась желт… поле придорожн… канава заросла травой на просторн… равнине у дороги стояла бел… береза осень убрала деревья в желт… убор береза стояла счастлив…

    Наступила зима в зимние ночи ветер трепал ветви березы снег засыпал поля леса жилища людей все замерло.

    Но вот от весен дождя начали дымиться крыши изб снежн… поле заблестело на ярк… солнце потекли заговорили ручьи зазеленела береза.

    Пришло лето в шелков… листве березы беззаботно зашумел ветер гибкие ветви склонились до перв… зелен… травы.

    1. Разделить текст на предложения.

    2. Списать текст.

    3. Найти однородные члены предложения.

    4. Выделить окончания прилагательных.

    6. Разобрать по составу слова: придорожная, зимние, просторной

    _____________________________________________________________________________

    Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

    С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

    (Из книги «Круглый год»)

    Дич(ь), п(е, и,я)н(ь)ки, кр(о, а)ва(т, д)кА, усач(ь), у(ъ, ь)ехал, (не)р(а, о)ботает, с(ъ, ь)ёж(ы, и)лис(ь), доч(ь), в(ъ, ь)юга, здоров(ъ, ь)е, с(ъ, ь)ест(ь), теч(ь), (п, П)ари(ш, ж)(ь), п(а, о)ехал, (о, а)б(ь, ъ)ятия, меч(ь), несч(я, а)ст(ъ, ь)е.

    1. Запиши слово, в котором правильно выделен корень.

    2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.

    бежал – забежал
    плыл – переплыл
    мыл – промыл
    колол – наколол

    3. От данных глаголов образуй глаголы со значением приближения и удаления. Отметь приставки.

    ползает –
    летает –
    плывёт –

    Выбери и запиши слова с приставкой за- .

    запад, зашуметь, забава, забег

    5. Запиши номер слова, которое правильно разобрано по составу.

    6 (дополнительное). Напиши одним словом название предмета, который "сам летает", "сам катит", сам варит". Отметь в словах корни, подчеркни соединительную гласную.

    1. Разбери слова по составу.

    кустики, жёлтые, травинка

    2.

    развязать –
    вбежать –
    закрыть –

    3. Объясни, что означают слова лесок , школьник

    4.

    Посуда, в которой хранят масло, –
    Самое тёплое время года –

    5.

    Погода
    ... груша
    ... книга

    6 (дополнительное).

    название (собаки, города, ребёнка) –
    игрушка (еловая, елочная) –
    выстрел (пушечный, пушистый, пушной) –

    __________________________________________________________________

    1. Разбери слова по составу.

    небольшой, грустные, хитрец

    2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов.

    внести –
    развернуть –
    въехать –

    3. Объясни, что означают слова барабанщик , цветник . При объяснении используй их однокоренные слова.

    4. Запиши слово по его толкованию.

    Большое водное пространство с солёной водой –
    Здание, где хранят и показывают посетителям редкие картины и вещи, –

    5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.

    Тучка
    ... цветок
    ... дождь

    6 (дополнительное). Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов.

    роща (осиная, осиновая) –
    человек (душный, душистый, душевный) –
    животноводческая (ферма, форма, фирма) –

    Русский язык

    Контрольные и проверочные работы за I четверть

    Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

    1-й класс*

    Цель работы – проверить умения выделять в речи предложения, записывать их графически с учетом количества слов, делить простейшие слова на слоги (учитывая их слоговую структуру) и составлять слова из слогов.

    1. Графический диктант.

    У нас живут котята. Они малы и милы. Котята любят играть.

    У речки стоял густой лес. Там ели. Соня нашла много маслят. Хороши были грибы.

    Вот елка. У елки норка. Там живет ежик.

    2. Раздели слова на слоги.

    Нина, Никита, Слава, Иван
    капли, сосны, сок, липа
    козлик, трава, ветка

    а) Выпиши буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука.

    и ы о э ё е у ю

    б) Собери слова из данных слогов.

    ре ту ка ут пи мал ро ла

    Запиши, подчеркни гласные буквы.

    в) Из данных слогов составь и запиши по два слова.

    но ра ро сы

    4. К данным словам подбери слог так, чтобы получилось новое слово.

    Розы за, ли, ле, ка, мо
    пол... ра, ну, ка, ты, си

    Запиши новые слова.

    5. Какие слова ты научился писать письменно? Запиши 2–3 слова.

    2-й класс

    ДИКТАНТЫ

    Цель работы – проверить у учащихся сформированность умений и навыков, связанных с написанием гласных после шипящих, сочетаний чк , чн , с записью слов с мягким знаком на конце и середине слова, с написанием большой буквы в названиях населенных пунктов, рек.

    Объем работы: 25–35 слов.

    ПОМОГ ПТИЧКЕ

    В гнезде у ласточки жили птенчики. Один птенчик упал на землю. Мать кружилась и пи щала. Петя по днял птенца и по садил в гне здо. Живи долго!

    МОЯ ДЕРЕВНЯ

    Я живу в деревне Ве селки. Рядом лес и река Ворона. В лесу под кустами бегают ежи. На речке тихо шумят камыши. На краю леса рыбаки устрои ли шалаши. Они по ймали большую щуку. Хороша буде т уха!

    Жил у Ольги кот. Звали его Мурзик. Был он жирный, хвост пушистый. Кот умел хорошо ло вить мышей. Чуть зашуршит в углу мышка – Мурзик уже там. Чуе т он добычу.

    Примечание . Предупредить о постановке запятой и тире.

    Воробей Чик прыгал у крыльца. Раньше тут была вода. Утром тонкие льдинки покрыли лужи и ручейки. Малыши про бе жали по луже. Льдинки лопнули. Можно пить воду.

    ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ

    Ты виде л на картинке мо рских животных? Вот моржи. Вместо лап у них широкие ласты. Они не похожи на лесных зверей.
    На дне моря живут большие улитки, мо рские звезды и мо рские ежи.

    Летом Хрюша и Каркуша часто были у Степашки в деревне. Рядом с ней находится город Зве ни город и деревня Ложки. Домик Степашки стоит у самого леса. Рядом река Белая и пруд Озерки. Степашка угощает друзей душистым чаем.

    1. Изложение.

    БАРСУЧО НОК

    В дом при несли маленького барсучо нка. Его назвали Киса. По до ше л тихо кот Барсик. Он о бнюхал барсука. При бе жал пес Джек. Звери по дружились, ели из одной чашки. Я часто брал их гулять в лес.
    Наступила осень. Барсук про пал. Он залез в нору и спал там до весны.

    Подготовить письменно ответы на вопросы:

    1. Кого при не сли в дом?
    2. Как назвали барсука?
    3. С кем он подружился?
    4. Куда часто все хо дили гулять?
    5. Где провел зиму барсук?

    Обратить внимание детей на подчеркнутые «опасные» места.

    2. Приготовься писать по памяти.

    Про мчался по лесу дождь. Про мокла земля. Листья покрылись шариками капель. Выгнала вода из листвы маленького зверька. Вот из-за тучки и солнышко вышло . Зве рек выско чил на по лянку. Теплые лучи его со грели.

    Выдели «опасные» места.

    3. Допиши предложения.

    Улетели... и... . В саду пусто и голо. Тишина. Дома играют... . У Миши – ... . Он рисует ежика... . Алеша читает... . На коврике у печки спит... .

    3-й класс

    ДИКТАНТЫ

    Цель работы – проверить умение выделять в тексте предложения (повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные); проследить закрепление ранее пройденных тем.

    Объем диктанта: 35–45 слов.

    Почему крапива жжет? Стебель и листья крапивы покрыты тонкими ворсинками. Их кончики очень острые. Они попадают под кожу и ломаются . Под кожу попадает кислота. Она вызывает зуд и боль.
    Не спе ши ругать крапиву. Так и о пчеле можно судить по жалу. А пчела дает нам мед.

    Последние осенние дни. Скучно. Раскисли дороги. Озеро застыло в ожидании новых крепких морозов. Ночью часто дуют сильные ветры. В такую погоду я с сестрой бываю дома. Мы рисуем. А ты любишь рисовать? Пусть каждый рисунок радуе т твой глаз!

    Луговые опята высыпали на лесной поляне. Глаза разбе гались. Же лтые колечки быстро наполнили корзину. Маленькие грибки мы оставляли. Пусть растут, всех радуют.
    Скоро мы зашли в густую чащу. В глазах у сестры был ужас.
    Наша собака Чики услышала голо с папы. Мы были спасены. Пора идти домой.

    Огромный муравейник под старой елью кипел жизнью. Мы с папой стояли рядом и наблюдали за муравьиными ручейками. Все они текли к кучке из веток и хвои. Рыжие работники несли травинки и сухие цветы. Они тащили все это на один из этажей своего жилища.
    Дружно живут муравьи!

    ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    Вы знаете, где живут пингвины?
    Около Антарктиды есть маленький островок. Его покрывают высокие скалы и огромные льды. И вокруг острова плавают льдины. Всюду крутые берега, только один остров пологий. Здесь любят бывать пингвины. Это пингвиний пляж. На пляж бегут импе раторские пингвины.

    Примечание: подчеркнуть «опасные» места.

    РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

    1. Записать текст по памяти.

    Глаза распахните!
    Смо трите!
    Растущая дико
    Цве тет земляника.
    Не рвите!
    И любку не рвите,
    Но чную фиалку.
    Не делайте палку
    На случай
    Из маленькой елки ко лючей.

    (Л. Николаенко )

    2. Продолжи текст, используя данные слова и выражения.

    Мы сидели на берегу реки. Клеве р сло жил листочки. Ласточки стали летать над самой водой. Мы посмотрели на небо, обла ка и поспе шили домой...

    – Оглушительный гром;
    – косые струи дождя;
    – река закипела, забулькала;
    – искать укрытие;
    – постепенно стих;
    – влажная земля;
    – свежий, пахучий воздух.

    Подумай, какой заголовок точнее подходит к тексту, который ты составишь:

      ПЕРЕД ГРОЗОЙ

    Озаглавь текст и запиши.

    3. Подготовь после чтения текста ответы на вопросы.

    После чаю я уходил на охоту... Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел и, может быть, с этим не встречался в своей жизни.

    (М. Пришвин )

    Вопросы

    Ночью по лесу пробежал дождь. Солнышко поднималось над деревьями. Лес засветился яркими огнями. Каждая травинка блестела на солнце. Огромные листья медленно падали с кленов. Какая красота вокруг! В воздухе повисли прозрачные паутинки. На каждой паутинке сияли крошечные жемчужины.

    (По В. Бианки )

    Задание : подчеркнуть «опасные» места.

    4-й класс

    ДИКТАНТЫ

    Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения».

    Объем текста: 60–65 слов.

    ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ

    Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух соби рал стадо.
    Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

    Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.
    Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!
    Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба.
    Зверькам при годится !

    (По В. Коржикову )

    Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны.

    (По А.М. Горькому )

    Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
    Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов.

    ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

    (Из книги «Круглый год» )

    Задание:

    ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ

    Стоял теплый осенний день.
    Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он.
    Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень.
    Чтобы стоять крепко!

    (По Э. Шиму )

    Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

    РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

    1. Изложение.

    РЫБКИ В КЛЕТКЕ

    Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды.
    Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул.
    Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса!

    (По Н. Сладкову )

    Слова для справок:

      I часть: замети л.

      II часть: запе р, бе че вка.

    2. Изложение.

    СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

    Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
    Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
    В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.

    3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания.

    Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).

    Учитель :Силаева Елена Анатольевна.
    Обучение учащихся проводится на основе программы учебных предметов четвертого класса четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа 21 века» (руководитель проекта профессор Н.Ф. Виноградова). Учебник "Русский язык" ч.1, ч.2 Автор С.В. Иванов и др. Рабочие тетради №1, №2, тетрадь "Учись писать без ошибок".

    Ребята! Предлагаю вам повторить пройденный материал с помощью тестов.

    Для тех, кто хочет знать все правила по русскому языку и уметь правильно выполнять все разборы предлагаю памятку "Я знаю и умею"

    Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с требованиями к уровню подготовки выпускника начальной школы , которые предъявляются в рамках программы «Русский язык» (авторы — Л.Е. Журова (1 класс), С.В. Иванов (2-4 классы)).Требования даются по блокам, которые соответствуют целям обучения русскому языку.

    Хотите проверить что забыли за лето? Проанализируйте входные контрольные работы

    Примерные задания по итогам 1 четверти

    Диктант Снежинки

    Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.
    Слова для справок: медленно, остановиться, здесь.
    Грамматические задания
    1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
    2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении. (Они украсили дорожку...)

    3. Слова: снежинки, огоньками, осенним разобрать по составу.

    4. Слово скучно, одинокой, появились сделать фонетический анализ.

    Сделать морфологический анализ слов: туча (3 предложение), к речке (10 предложение).

    Диктант - Вариант 2 Клесты

    В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.
    Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
    Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
    Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере.
    Грамматические задания
    1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
    2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении. (Птицы облепили...)

    ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    ЕЛКА С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук. (Из книги «Круглый год»)

    Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

    Уважаемые родители! Ребята!

    Обратите внимание на предложенные задания: разберите их, повторите изученные темы и подготовьтесь к предстоящим контрольным работам по русскому языку .

    Тренировочные упражнени я

    1. Раздели слова на слоги. Теремок, ягода, мельник, читать, стриж .

    2. Выбери и запиши слова, в которых рядом находятся звонкий и глухой согласные звуки. Место, плавучий, ускакать, дочка, болтун, лилия, детвора.

    3. Сделай фонетический разбор слова клоун .

    4. Выпиши слова с одинаковыми приставками. Добрый, добежать, дорасти, доска, добраться, домик, доучить .

    5. Разбери по составу слово пылинка.

    6. (дополнительное). Найди в тексте слово, в котором четыре слога, ударение падает на третий слог, все согласные звуки в слове звонкие и твердые. Ручей вывел меня из леса. Слева тянулся лужок, справа к ручью спускались огороды. Я шел по лугу, отыскивая переправу. Пора было устраиваться на ночлег. Вот мостик с берега на берег.

    Примеры тестовых заданий

    1.Отметь «х» все слова с ударным звуком [а]. поля песенка половина ссора белизна

    2.Отметь «х» все слова, которые неправильно разделены на слоги. я-ма ра-ке-та ли-лия гво-здь ма-й-ка

    3.Отметь «х» все слова, которые начинаются с твердого непарного звука. лапа час щавель жаба шар

    4.Отметь «х» все слова, которые заканчиваются на один и тот же звук. гость грусть весь вес гвоздь

    5.Отметь «х» все глухие согласные звуки. 1. [г], 2. [п], 3. [ф], 4. [н], 5. [ш].

    6.Отметь «х» все гласные звуки. 1. [у], 2. [и"], 3. [л], 4. [а], 5. [ы].

    7.Отметь «х» все слова, состоящие из трех слогов. синички майка пальто портфель яблоня

    8. Отметь «х» правильную транскрипцию слова зреют. [зр"й"эют] [зр"ей"ут] [зр"й"эй"ут] [зр"эй"ут] [зр"эют]

    9. Отметь «х» все слова, однокоренные слову угроза . грозовой угрожать грозить грозный угрозы

    10. Отметь «х» все слова с приставкой на-. насекомое нарисовать накрошить надумать надломить

    11. Отметь «х» все слова с суффиксом -ок-. теремок рынок лесок урок сыно к

    12. Отметь «х» все слова с нулевым окончанием. зимний сторож голос радостъ метро

    1. Отметь «х» все слова, которые неправильно разделены на слоги для переноса. 1. охот-ник 3. мел-ьник 5. вью-га 2. кра-йний 4. ре-льс

    2. Отметь «х» все слова, которые нельзя переносить. 1. змейка 3. рост 5. яма 2. въезд 4. рамка

    3. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква и. 1. ёж..к 3. ш..ло 5. д.мок 2. срок 4. ж..рный

    4. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква а. 1 . кл..кса 3. м..ч 5. ч.шка 2. щ..вель 4. крич..ть

    5. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква о. 1. б..р..да 3. дождливый 5. п..левой 2. под..рит 4. ч..совой

    6.Отметь «х» все слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить. 1. рисунок 3. ягода 5. ковер 2. травинка 4. садовник

    7. Отметь «х» все слова, которые являются проверочными к слову лентяй. 1. лениться 3. ленимся 5. лень 2. лента 4. ленивый

    8. Отметь «х» все слова, которые являются проверочными к слову низкий. 1. низко 3. низок 5. низ 2. низенький 4. внизу

    9. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква з. 1. скользкий 3. бли.кий 5. кра..ка 2. поло.ка 4. ска.ка

    10. Отметь «х» слово, в котором допущена ошибка. 1. резкий 3. перевязка 5. тетрадка 2. посадка 4. замаска

    11. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква т. 1. вкусный 3. опасный 5. сладосный 2. власный 4. корыспый

    12. Отметь «х» все слова, в которых на конце пишется буква д. 1. компо (т) 3. комо(т) 5. горо(т) 1. са(т) 4. кро(т)

    13. Отметь «х» слово с ошибкой. /. ненастье 3. окрестный 5. звездный 2. грустный 4. наезник

    14. Отметь «х» все проверочные слова к слову местный. 1. мести 3. место 5. местечко 2.местность 4. месть

    Работа с текстом

    1.Найди в тексте и подчеркни вопросительное невосклицательное предложение. Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он мог есть? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!

    2. Запиши номер характеристики предложения по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.

    1) Повествовательное невосклицательное. 2) Вопросительное невосклицательное. 3) Повествовательное вопросительное.

    3. Запиши предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую основу. Шел я по заросшей вырубке. Солнце поднимается быстро. В лесу появились первые проталины.

    4. Охарактеризуй 2-й звук в слове дверь,4-й звук в слове краб,2-й в слове пою, 3-й звук в слове крюк. _____________________________________________________________________________

    6 (дополнительное). Из данных слов составь и запиши повествовательное невосклицательное распространенное предложение. Отметь в нем грамматическую основу. Кусты, раздался, посвист, за, рябчик. ________________________________________________________________________

    Грамматические задания

    Запиши слова, заменяя звуковую запись буквенной, в два столбика: 1) слова с гласной а в приставке; 2) слова с гласной о в приставке.

    Отметь в словах приставки. [ат]ъехать, [на]ступить, [аб]лететь, [аб]ъяснение, [над]-резать, [да]писатъ, [за]вести, [па]лить, [за]вернуть, [на]помншпь.

    Составь и запиши 10 слов с приставками без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-.

    Отметь приставки в словах. -ветренный, -винить, -пустить, -шумный, -полезный, -править, -глядеть, -пугать, -толковый, -гладить.