Войти
Праздничный портал - Artisthallevent
  • Сценарий ко Дню матери: «Сказка для мамы Праздник мам детском саду подготовительная группа
  • Что подарить подруге на день святого валентина
  • Осенний бал в школе для старшеклассников: сценарий, конкурсы, костюмы и всё, что необходимо для проведения замечательного праздника!
  • Как написать парню о расставании
  • Поздравления с днем рождения бухгалтеру женщине — стихи, проза, смс
  • Весёлые конкурсы и Новогодние игры для взрослых
  • Конкурсы и соревнования в программе туристических мероприятий. Как отметить день туризма Конкурсы связанные с туризмом

    Конкурсы и соревнования в программе туристических мероприятий. Как отметить день туризма Конкурсы связанные с туризмом

    27 сентября 2019 года мы будем отмечать Всемирный день туризма. К этому празднику приурочены слеты туристов, различные праздничные мероприятия, которые освещаются в прессе. Предлагаем вариант проведения корпоративного праздника на День туризма, который можно отметить на природе.

    Подготовка к такому мероприятию включает ряд моментов. Выберите ведущих праздника, решите, какие конкурсы имеющие отношение ко Дню туризма организовать для гостей.

    Подготовьте необходимое оборудование для проведения соревнований и подвижных игр, приобретите небольшие призы для награждения победителей (сувениры, игрушки, канцелярские принадлежности и т. п.). Организуйте доставку сотрудников, согласуйте меню пикника и купите для этого необходимые продукты.

    Сценарий корпоратива ко Дню туризма

    Праздник начнется с выступления ведущих:
    – Сегодня мы отмечаем замечательный праздник – День туризма.
    Туристы – отважные люди,
    Для них не бывает преград.
    Любые дороги осилят,
    Но все же вернутся назад.
    Они одержимы мечтою,
    В душе – к путешествиям страсть.
    Желаем больших приключений,
    Чтоб жизнь на все сто удалась!

    – Дорогие друзья, дорогие коллеги! Мы – единая команда, и именно это делает нашу компанию успешной. Предлагаем проверить ваше умение действовать вместе, приняв участие в интересных конкурсах на День туризма.

    – На крутой корпоратив
    Собрался дружный коллектив.
    Все забыли о дресс-коде,
    Об отчетах и работе.
    Будем мы играть, плясать,
    Песни петь и зажигать!

    Конкурсы на День туризма

    Сценарий корпоративного праздника на День туризма может предусматривать проведение соревнования на знание экипировки. Командам выдаются карточки с изображениями и названиями предметов туристического снаряжения, которые нужно разложить по конвертам с надписями «групповое снаряжение» и «личное снаряжение».

    Участникам следующего конкурса на праздновании Дня туризма нужно будет ответить на вопросы:

    • Какие вещи лучше класть на дно рюкзака? (Мягкие – одеяла, полотенца.)
    • Где в рюкзаке разместить самые тяжелые вещи? (Под лямками вверху).
    • Почему хлеб в рюкзаке кладут наверху? (Чтобы этот продукт не крошился).
    • Назовите место для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).
    • Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперед).

    – Два ремня висят на мне,
    Есть карманы на спине.
    А в поход пойдешь со мной –
    Я повисну за спиной.
    (Рюкзак).

    – Он в походе очень нужен,
    Он с кострами очень дружен.
    Можно в нем уху сварить,
    Чай и кофе вскипятить.
    (Котелок).

    – На привале нам помог:
    Суп варил, картошку пек.
    Для похода он хорош,
    Но с собой не понесешь.
    (Костер).

    После этого по сценарию корпоратива на День туризма начнутся соревнования, в которых команды на скорость разожгут костер, поставят палатку, порубят дрова и приготовят еду.

    Чтобы усложнить задачу, участникам, которые делятся на пары, связывают ноги веревками так, чтобы игроки смогли передвигаться. Каждой из пар нужно выполнить определенное задание: например, собрать хворост для костра, донести до цели котелок с водой, стараясь как можно меньше ее расплескать, и т. п.

    Для участия в следующем конкурсе командам выдаются одинаковые комплекты хвороста. Капитан вытягивает карточку с названием костра. Из предложенного хвороста различного диаметра нужно будет сложить костер нужного типа, а также объяснить его назначение.

    После этого перед командами ставится задача за 10-15 минут найти в лесу что-нибудь съедобное (если вокруг растет много ягод и грибов, время нужно уменьшить). Команда, быстрее других справившаяся с заданием, получает призовые баллы.

    Также можно провести викторину с вопросами о ядовитых грибах и ягодах, способах оказания первой помощи пострадавшим, приметах наступления плохой погоды, способах определения сторон света и др.

    Затем на корпоративном празднике ко Дню туризма ведущие подведут итоги первого этапа соревнований. Прозвучат стихи:

    – Для туриста жизнь – поход,
    Всюду он найдет проход.
    От заката до рассвета
    Он готов хоть на край света –
    День туризма отмечать,
    Страны, горы покорять.
    Так пусть же легким будет путь,
    Счастливою дорога,
    Пусть рядом будет верный друг,
    И впечатлений много.

    После этого на корпоративном мероприятии ко Дню туризма начнутся спортивные конкурсы. Каждому участнику следующего соревнования нужно будет, зажав в сгибе локтя мячик (большую еловую шишку), пронести его несколько метров и передать следующему игроку, не помогая себе руками.

    Можно организовать состязание, участникам которого нужно будет, зажав мячик под согнутым коленом, проскакать на свободной ноге вокруг дерева, а затем передать мяч следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задачу.

    Еще одно состязание называется «Лесные городки». Это – аналог боулинга, в котором используется палка вместо шара и шишки вместо кеглей. На земле нужно нарисовать квадрат – границу поля. В квадрате горкой выкладываются шишки. Игрок отходит на 10-15 шагов. Его задача – максимум с трех ударов полностью очистить поле от «кеглей». Счет ведется по количеству выбитых с поля шишек.

    Наконец, начнутся музыкальные конкурсы. Участники конкурса «Угадай мелодию» должны будут назвать песни, прослушав несколько первых нот.

    Будут исполнены в записи песни: «Вальс в ритме дождя», «Здесь вам не равнина», «Песня о друге», «Скалолазка», «За туманом», «Изгиб гитары желтой», «Солнышко лесное», «Люди идут по свету», «А я еду за туманом», «Марш туристов» и другие.

    Можно провести конкурс караоке. Для этого каждой команде выдадут текст песни, которую она будет исполнять. Зрители будут подпевать участникам.

    В конце программы празднования Дня туризма пройдет кулинарный конкурс. Членам команд нужно будет определить с завязанными глазами, какие крупы находятся в разных банках. Также в течение 3-5 минут нужно будет написать название продуктов, которые чаще используются в походах, и составить из них меню.

    После ужина можно исполнить песни у костра, устроить танцы под звездным небом, фейерверк.

    А завершит корпоративный праздник посвященный Дню туризма выступление ведущего:
    – Вот и заканчивается наш веселый корпоратив. Мы хотим пожелать успеха и процветания нашей компании, достижения своих целей и вдохновения – каждому из вас. До новых встреч на природе!

    Нам осталось добавить, что проведение такого мероприятия на День туризма с вылазкой на природу и командными конкурсами поможет укрепить отношения в вашем коллективе и оставит у сотрудников множество ярких впечатлений.

    Ведущий:
    - Дорогие друзья, мы собрались сегодня для того, чтобы отметить замечательный праздник – День туризма . В ходе мероприятия каждый сможет проявить свои навыки и умения.

    Оценивать наших участников будет жюри (зачитывается состав судейской команды).

    А сейчас я попрошу подойти к столику жюри капитанов команд для проведения жеребьевки.

    (Оглашается очередность выступления команд).

    Ведущий:
    - Проводим туристский конкурс , который состоит из четырех заданий.

    Задание первое: Игра «туристское снаряжение» .
    Суть игры: Каждая команда получает конверт с изображением на лицевой стороне туристического снаряжения. Внутри конверта находятся карточки с изображениями и названиями предметов группового и личного снаряжения. К конвертам прилагаются два кармашка с надписями «групповое снаряжение», «личное снаряжение». Игрокам в течение одной минуты необходимо отделить групповое снаряжение от личного, распределив карточки по соответствующим кармашкам.

    Задание второе: Игра «Пойми меня» .
    Суть игры: Представителю каждой команды выдается карточка, на которой написано существительное, имеющее отношение к туризму. С помощью жестов и мимики он должен показать своей команде это слово, не произнося его. В ходе оценивания будет учитываться актерское мастерство показывающего, а также правильность и быстрота ответа команды.

    Задание третье: Игра «Узелок» .
    Суть игры: Командам раздаются связанные туристические узлы, а также говорится их название. В течение одной минуты участники должны выявить ошибку и исправить ее.

    Задание четвертое: Игра «Костровые» .
    Суть игры: Представитель команды вытягивает карточку с названием костра. Посовещавшись с остальными игроками в течение одной минуты, из предложенных палочек различного диаметра необходимо сложить выбранный тип костра, а также объяснить его назначение.

    У всех команд комплекты хвороста должны быть одинаковыми. При оценивании учитывается правильность действий и быстрота.

    Ведущий:
    - Приступаем ко второму конкурсу – Кулинарному. Ведь без питания туристу не обойтись в походе. И сейчас вы продемонстрируете свои способности и навыки в этой области. В состав этого конкурса вошли три задания.

    Задание первое: проверка знания продуктов питания, в частности круп.
    Суть задания: на столе разложены пронумерованные целлофановые пакетики с различными крупами (не более пяти). От каждой команды выходит по одному участнику, которые определяют и записывают в индивидуальную карточку название и цифру соответствующего продукта. Карточки сдаются жюри.

    Задание второе: «Приготовим обед».
    Суть задания: на чистом листке бумаги в течение двух минут ребятам необходимо написать название продуктов, чаще всего употребляемых в походах, а также составить из них меню на обед.

    Задание третье: смешались крупы, необходимо их разделить одну от другой.
    Суть задания: командам выдается по баночке со смешанными тремя ингредиентами (можно использовать семена арбуза, подсолнечника и фасоль). Высшую оценку получит тот, кто быстрее разделит семена.

    Ведущий:
    - Вот и настала очередь конкурса туристских загадок .

    (Каждой команде ведущий загадывает туристические загадки, жюри оценивает ответы).

    Ведущий:
    - А сейчас наши участники смогут проявить свое актерское мастерство, поучаствовав в инсценировке законов юных туристов. Напомню, что для наших команд это было домашним заданием. (В порядке очередности проходит выступление команд, жюри оценивает артистичность выступающих, полноту раскрытия закона).

    Ведущий:
    - Несколько похож на предыдущий конкурс туристского рисунка, это также домашнее задание, однако в этот раз ребята упражнялись на бумаге, изображая законы юных туристов.

    (Проводится конкурс: участник каждой команды защищает свой плакат, жюри выставляет оценки).

    Ведущий:
    - Все ребята выступали очень хорошо, продемонстрировав свои туристские навыки. И не нужно расстраиваться, если вы не дотянули до победы. Ведь у нас действует олимпийский закон: победа – не главное, главное – участие!

    (Всех участников награждают памятными дипломами, а победителей – самодельными медалями).

    Всемирный день туризма отмечается как в России, так и во многих других странах мира 27 сентября 2019 года. Предлагаем возможный вариант корпоративного праздника на День туризма, который можно провести на природе.

    Сценарий праздника ко Дню туризма

    Как организовать мероприятие? Выберите ведущих праздника, жюри, которое будет оценивать итоги конкурсов.

    Подумайте, какие игры и конкурсы на День туризма устроить для гостей. Подготовьте необходимые материалы для проведения соревнований, подвижных игр (спортивный инвентарь, канцелярские принадлежности). Продумайте меню праздничного стола и купите необходимые продукты.

    Игровые конкурсы на День туризма — как назвать команды?

    Как выбрать названия команд и их девиз? Можно позаимствовать их из литературных произведений, фильмов, мультфильмов. Можно выбрать романтические, задорные или смешные названия, например, такие:

    • «Черепашки». Тише едешь – дальше будешь.
    • «Робинзон». Не нужны нам няни. Мы – островитяне.
    • «ГТО». Готовы к творческому отдыху.
    • «Экипаж». Экипажа лучше нас нет во всем лесу сейчас!

    А можно назвать команду по названию животных, например, «Хитрые лисы», «Быстрые белки», «Умелые бобры» и т. п.

    Какие конкурсы провести на День туризма?

    Организуйте несколько игровых конкурсов на День туризма на знание экипировки. Например, такой: командам выдаются карточки с изображениями и названиями предметов снаряжения туристов, которые нужно распределить по конвертам с надписями «групповое снаряжение», «личное снаряжение».

    По сценарию праздника День туризма можно провести следующие спортивные конкурсы и игры.

    Участники первого конкурса делятся на пары. Ведущий связывает им ноги веревками так, чтобы игроки смогли передвигаться. Каждой из пар нужно выполнить определенное задание: например, собрать хворост для костра, донести до цели котелок с водой, стараясь как можно меньше ее расплескать, и т. п.

    Следующий конкурс называется «Паровоз». Члены команд встают друг за другом, крепко взявшись за руки. Впереди встает капитан другой команды. Он бежит, увлекая за собой других участников, делает повороты, зигзаги, оббегает вокруг деревьев. Его цель – «укоротить» змейку. Кто не удержался, разжал руки – выбывает из игры.

    Множество игровых конкурсов на День туризма можно устроить с мячиками (еловыми шишками). Каждому участнику нужно, зажав в сгибе локтя мячик, пронести его несколько метров и передать следующему игроку, не помогая себе руками.

    Другой вариант – каждому участнику нужно, зажав мячик под согнутым коленом, проскакать на свободной ноге вокруг дерева, а затем передать мяч следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.

    В кулинарном конкурсе участникам нужно будет определить с завязанными глазами, какие крупы находятся в разных банках. Также в течение 3-5 минут нужно будет написать название продуктов, чаще всего используемых в походах, и составить из них меню на обед.

    Можно поставить задачу за 10 минут найти в лесу что-нибудь съедобное (если в лесу много съедобных ягод и грибов, время нужно уменьшить).

    А завершит День туризма праздничное застолье.

    Туристские соревнования школьников

    Туристские соревнования, как правило, проводятся в школах, где сложилось многолетняя практика туристской работы, активно действуют туристский клуб или кружок. Организуются они в виде многоборья и служат целям пропаганды туризма, обучения туристским навыкам, подводят итоги работы за определённый период.
    Планировать туристские соревнования лучше всего наконец мая, когда подводятся итоги учебного года, да и погода благоприятствуют. Однако некоторых школах существует практика проведения их осенью-в этом случаи они являются своего рода стартом туристской работы в течение учебного года.
    Место проведения соревнований должно быть удобным для подъезда и подхода групп, безопасным иметь условия для организации большинства видов соревнований. Необходимо также наличие воды для питья и хозяйственных нужд, дров для костра. Лучше, когда для школьных соревнований из года в год используется одна и та же поляна. При этом легче решаются такие организационные вопросы, как получение разрешение местных органов, обеспечение картографическим материалом, разработка маршрутов, доставка и отправка групп. А так как ребята постоянно сменяют возрастные группы, то можно не бояться повторения дистанций через 2-3 года.
    подготовка к соревнованиям начинается заблаговременно. Создаётся штаб, в который входят учителя, представители от каждого класса, отвечающие за подготовку команды, члены комитета комсомола. Разрабатывается подробный план подготовки соревнований с указанием конкретных мероприятий, сроков подготовки соревнований с указанием конкретных мероприятий, сроков исполнения, ответственных. План утверждается директором школы и доводится до сведения всех членов штаба. В плане отражаются вопросы материального оснащения как самих соревнований, так и команд классов комплектования судейской коллеги, подготовки места проведения и дистанции, организации занятий с командами классов.Судейская коллегия также комплектуется зарание. Члены штаба решают,какие виды соревнований можно организовать своими силами,а на судейство каких необходимо пригласить родителей или шефов.Какправило,к судейству широко привлекаются старшеклассники,имеющие опыт походов и участия в соревнованиях.

    Положение о соревнованиях необходимо разработать как можно раньше,ознакомив с ним не только учителей,но и ребят.В Положении подробно освещаются условия проведения каждого вида соревнований:действия команд и участников, система штрафов, подведение итогов. Для представителей команд в каждом виде соревнований планируются консультация, практические занятия в помещении и на местности. Главные судьи по видам составляют списки необходимого снаряжения и оборудования и сдают их главному судье. Тот сводит их воедино, после чего решается вопрос, где достать недостающие снаряжение. Часть снаряжения-колышки и тенты для палаток, простейшие костровые приспособления и др.-может быть изготовленно самими ребятами в школьных мастерских в зависимости от сложившихся традицмй, наличие снаряжения комплектуется состав участников. Как правило, это команды классов, причём рекомендуется ограничить минимальное количество участников в команде. В зависимости от количества классы соревнуются между собой по паралеллям или объединяются в группы. Ненадо готовить для каждой группы отдельные трассы, можно пропускать их по одной и той же дистанции, исключая некоторые этапы и подводя результаты внутри каждой группы. Лучше всего проводить состязания в два этапа. Цель первого этапа-подготовить ребят к итоговым соревнованиям. Проходит он с 1 сентября по 1 мая. За этот период команды классов должно совершить туристский поход с обязательной здачей разработанного маршрута и выпуска стенной газеты по результатам похода. Результат команды складывается из количества очков, полученных за разработанный паспорт маршрута, выпущенную стенгазету и совершение самого похода. Для повышения массовости можно за каждого участника похода начислить классу 1 балл, а для превличения родительского актива 3 балла за каждого родителя, принявшего участие в походе. За 2-дневный поход с ночлегом количество баллов удваивается. В положении можно оговорить и такое условие: в судейскую коллегию представляется результаты двух походов, но к зачёту принимается один лучший.

    Итогом этого вида соревнований может стать хорошая картотека маршрутов, включающую техническое описание, схему, варианты подъезда, рекомендации по прохождению. В программу первого этапа можно включить ряд групповых консультаций по различным элементам(установка палатки, разжигание костра с пережиганием нитки, передвижение по азимуту, оказание первой медицинской помощи, топографическая подготовка, укладка рюкзака, после которых провести мини-соревнования.

    Занятия организуются следующим образом.

    В один из дней для представителей всех команд (по 4 человека от класса) проводится консультация по установке палатки: показывается последовательность, обращается внимание на ошибки, предоставляется возможность поупражняться. В конце занятия каждая команда получает задания: подготовиться к мини-соревнованиям по установке палатки на скорость, которая состоятся на следующей неделе. После консультации по топографической подготовке можно провести топографическии диктант, упражнения на определения расстояния по карте. Таким образом можно отрабатывать многие элементы, необходимые в туристическом походе. В протакол вносится результаты всех мини- соревнований и места, занятые классом в каждом из них.

    На первом этапе можно провести и учебное соревнования по линейному ориентированию на маркированной трассе (количество участников неограничевается). Состоят они в следующем. Участник движется по маркированной трассе, а у него на карте нанесена нитка маршрута. Встречая на своем пути котрольный пункт(КП), участник должен нанести его на карту: сделать прокол булавкой и на следующем КП перечеркнуть его крест-накрест цветным карандашом. Зачет результата – по времени прохождения дистансии плюс штраф за ошибку на КП (1 мин. за 1 мм отклонения).

    Очень важно, чтобы в школе был вывешен сводный протокол результаов первого этапа соревновании, в которой бы заносились результаты каждого вида.

    В программу в т о р о г о э т а п а с о р е в н о в а н и й можно включить контрольный комбинированный маршрут, ориентирование по выбору, туристскую технику(полоса препятствий)и проверку туристских навыков. Успеть провести все эти виды в течение одного дня можно при следующих условиях:ККМ организуется в виде похода к месту соревнований в течение 2-3 час.; ориентирование по выбору занимает не более 1,5час.; полоса препятствий короткая, технический несложная и динамичная; туристсткий навыки проверяются во время этих трех видов состязаний.

    Контрольный комбинированный маршрут (ККМ) проводится как туристский поход, в ходе которого каждая команда выполняет различные задания по краеведению, туристской технике, топографии, ориентированию, оказанию первой медицинской помощи.

    На маршруте команда преодалевает различные препятствия, самостоятельно выберая тактику и способ безопастного прохождения. При этом команда набирает баллы. Если ребята не готовы к приодалению какого-либо этапа, они могкт его пропустить, лишившись соотвествующего количество баллов. На прохожение каждого этапа устанавливается определенное время –НВ (нормальное время). Если команда преодолевает этап быстрее, преимущества от этого она не получает, а за превышение НВ ей дается меньшее количество баллов.

    Предлагаем включать в ККМ следующие этапы:

    Предстартовая проверка (максимальная оценка 20 баллов).Ответ капитана от действиях команды в аварийной ситуации – до 4 баллов.Ответ дного из участников (по жребию) о гражданинах районов соревнований – до 4 баллов. Проверка личного снаряжения одного из участников(по жребию) – до 3 баллов.Наличие и состав медицинской аптечки, ремонтного набора, группового снаряжения – до 3 баллов за каждый элемент. За отсутствующий предмет снимается 1 балл, но не более 3 баллов в каждом списке.

    Знание правил оказания первой медицинской помощи (максимальная оценка – 20 баллов, контрольное время – 15 мин.) .Двое представителей от команды получают карточки с указанием диагноза травмы и заболевания. Используя предаставленные в карточки наборы признаков травм, заболеваний и способов оказания первой медицинской помощи, команда выбирает правильный ответ (записывает шрифт). За каждый ответ дается до 5 балллов.

    Оказание первой медицинской помощи по условно заданной травме (максимальная оценка 10 баллов). Список травм зараенее огаваривается. Правильное выполнение – 10 баллов, с ошибками – 5, неправильное – 0 баллов.

    Транспортировка «пострадавшего» (максимальная оценка – 10 баллов). Команда изготавливает из подрчных материалов средства для транспортировки и транспортирует « пострадавшего» . Правильная транспортировка – 5 баллов, с ошибками – 2 , 5 , неправильная-0 баллов. Аналогично оценивается и правильное изготовлевание средств для транспортировки.

    Определение расстояния по карте (максимальная оценка – 3 балла) . Команда использует имеющийся инструмент (линейку или компас) , определяет расстояние между пунктами на карте. При ошибке до 5% - 3 балла, до 10% - 2 , до 15%- 1 , более 15 % - 0 баллов.

    Определение азимута на три ориентира (масксимальная оценка – 9 баллов). Команда при помощи компаса определяет азимут на указанные оринтиры. При ошибки до 5 градусов – 3 балла, до 10 градусов -2 , до 15 градусов- 1, свыше 15 градусов -0 баллов.

    Бивак (максимальная оценка -10 баллов).Команда за контрольное время (1 час) должна поставить палатки и вскипятить воду.

    Маркированный маршрут. Команда двигаясь по маркировке, отслеживает по карте путь движения и наносит местопрохождения КП проколом, а на следующем КП зачеркивает прокол карандашом. При ошибке до 2 мм – 6 баллов, до 4 мм- 4 , до 6 мм- 0 баллов.За выполнение задания в устоновленное НВ команда получает 10 баллов.

    Обазначенный маршрут. Команда движится по обозначеному на карте маршруту, проходя через КП, устовленные на местности, но не обозначенное на карте.За посищение каждого КП дается 5 баллов, премие за НВ при посищении всех КП – 20 баллов.

    Открытый маршрут.

    Команда должна приодолеть при помощи карты моршрут в несколько километров, проходя в взадонном порядке через КП. Оценка-как обзначенном маршруте.

    Ориентирование по «легенде»

    (описание маршрута) . Команда движется без карты по « легенде» с укозанием азимутов и расстояние, проходя черезКП в том случае, если она идет правильно.За посещение каждого КП -3 балла, премия за НВ при посещении всех КП -10баллов

    Азимутальный ход . Получив исходные данные (азимут и длину хода –до одного км) ,команда движется к указанной точке. При выходе на финишную прямую записывается номер вешки.При ошибки до 5 % длины хода -15 баллов, до 10 % -10 , до 15%-5 , с выше 15% -0 баллов. Премия за НВ (только при ошибке до10%) -10баллов.

    Определение расстояния до не доступного предмета. Команда любым известным ей способом определяет расстояние до не доступного предмета. При ошибке до 5 % -6 баллов, до 10 % -4 , до 15 % -2 , свыше 15 % -0 баллов.

    В завсимости от уровня подготовки команд в ККМ можно включать и другие элементы – спуски и подъемы при помощи веревки, навесную переправу, а также элементы краеведения, связанные со школьной программой: определение растительности, измерение расхода воды и т.д.

    Каждая команда имеет зачетную маршрутную книжку, в которой ребята делают отметку о прохождении этапа и о полученном результате. Основное требование к работе судей: команда, уходя с этапа, должна узнать свой результат. Этапы с ориентированием проходятся при помощи любой имеющейся карты, однако лучше ипользовать спортивную карту, изготовленную для соревнований по ориентированию.

    Туристкая полоса препятствий проводится, как правило,для старшей возростной группы и заключаетсяв последовательном прохождении этапов полосы протяженностью 300-500 м всей командой. Для ребят младшей и средней возрастной групп она заменяется туристкой эстафетой, где эстафетной палочкой служит рукзак. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Состав команды 4-6 человек. Рекомендуется сквозное прохождение этапа, т.е. участники не ждут друг друга. Там, где это возможно, разрешается взаимопомощь.

    Примерные этапы туристкой полосы препятствий:

    Снятие палатки (старт). Учавствуют не менее 2 человек. Команда укладывает палатку, стойки и колышки должны быть убраны в чехол.

    Прохождение «болота» по «кочкам». Участнки преодолевают «заболоченный» участок местности по 10 «кочкам». Прохождение первой и последней «кочек» обязательно, остальных – произвольно. За срыв одной или обеих ног с «кочки» дается штрафное время 60 сек., причем штрафовать каждого участника можно только один раз.

    Транспортировка « пострадавшего» . Члены команды любым способом, переносят « пострадавшего», не допуская его падения на землю. В случае падения этап начинается сначала. Задание можно усложнить, предложив соорудитьпри помощи шестов и двух штормовок или курток носилки.

    Разжигание костра и пережигание нитки. На высоте 70 см от земли между стойками натягивается нитка, а на высоте 30 см проволока – ограничитель для хвороста. Два представителя от команды должны разжечь костер от одной спички, используя только природные материалы, и пережечь нитку.

    Завал. Сооружается из бревен, высота до 150 см, ширина коридора – 4 м. Разрешается взаимопомощь. Штраф: выход за коридор – 90 сек., потеря снаряжения 30 сек.

    Установка палатки (финиш). Допускается любое количество участников. Палатка ставится на 2 наружные стойки и 10 колышков. Вход не застёгивается. После построения команды по сигналу капитана секундомер выключается, судья оценивает правильность выполнения задания. Если палатка установлена правильно, судья подаёт команду. При обнаружении ошибок команде даётся ещё одна попытка. Если команда снова установит палатку с ошибками, она получает штраф 30 сек.

    Сразу же после прохождения дистанции команда должна знать свой предварительный результат-не только чистое беговое время, но и штрафы на этапах. Для этого следом за командой через все этапы проходит один из судей (им может быть и школьник). Он собирает у судей на этапах информацию о штрафах и сообщает её главному секретарю. Информация оперативно обрабатывается и сообщается команде в виде предварительного результата. Это снимает много спорных вопросов, возникающих к концу соревнований.

    Для предотвращения конфликтных ситуаций перед началом соревнований необходимо провести капитанов по дистанции, объясняя на каждом этапе (в присутствии судьи) порядок его прохождения, систему штрафов. Это поможет избежать различного толкования действий, а следовательно, и протестов.

    Если позволяет местность, есть достаточное количество судей и снаряжения, можно сделать две нитки. что значительно сократит время прохождения туристской полосы препятствий и сделает её более динамичной.

    В туристские соревнования школьников полезно включать ориентирование по выбору. На стартеучастники получают карту с нанесенными КП, имеющими оценку в очках.Задача каждого – за определенное время (от 45 до 60 минут) набрать как можно больше очков.За превышение контрольного времени из результата вычитаются штрафные очки- определенное количество за каждую просроченную минуту.Побеждает участник,набравший больше очков.

    Старт в ориентирование по выбору может быть общий или групповой.Если участников много, их разбивают на забеги, так чтобы члены одной команды стартовали в разное время, причем забеги мальчиков и девочек чередуются.

    Карту рекомендуется выдавать за 2-3 минуты до старта, чтобы каждый участник мог с ней ознакомиться, наметить путь движения.Тогда по команде «Старт» ребята не побегут, даже не заглянув в карту, за самым опытным, а будут стараться работать самостоятельно.

    Дистанция должна удовлетворять следующим требованиям: 1. На местности устанавливаеться как можно большее количество КП. 2. Дистанция планируется так, чтобы было несколько равноценных вариантов движения. 3. КП стоят на твердых ориентирах, исключающих поиск.

    Существует несколько вариантов постановки дистанций соревнований по выбору. Один из них – когда стоимость КП определяется его трудностью.Чем дальше КП удален от старта чем сложнее его найти, тем больше очков он принесет спортсмену.В этом случае старт и финиш возмещаются в центре карты, с тем чтобы у участников было больше вариантов движения.

    Для соревнований с участием новичков рекомендуется схема дистанций.Все КП имеют одинаковую стоимость, например 2 очка. Старт и финиш разносятся на расстояние не превышающее 1 км., между ними устанавливается 1 – 2 КП, основное же количество КП расположено в стороне от прямого маршрута. При такой системе слабоподготовленный участник движеться к финишу по прямому маршруту, а хорошо подготовленный – через район, где КП установленны гуще.Можно ввести обязательный минимум КП, которые участники должны посетить.Примерно за двести метров от финиша стоит КП прохождение которого обязательно, так как он находиться в начале финишного коридора.

    Соревнования по ориентированию проводяться со спортивными картами масштаба 1:15000 или 1:20000.Для школьников масштаб может быть и 1:10000. В том случае, если на район соревнований нет карты, рекомендуем организовать азимутальные соревнования.Состоят они следующем.На старте участник получает карточку с указанием азимута и расстояние до КП, оборудованного призмой с шифром.Здесь же вешается цветной карандаш или штампик для отметки.Ребята проходят на время дистанцию не более 2-х киломметров с 5-6 КП.В карточке можно указать азимуты и протяженность всей дистанции, а можно только расстояние до первого КП, где участник получит азимут и расстояние до второго КП,и т.д.

    Соревнования по ориентированию проводяться как лично-командные.Новичков лучше выпускать по 2 человека вместе, но с одной ккарты.Это придаст ребятам уверенность и обеспечит соревнованиям большую безопасность.

    Проверка туристских навыков. Это наиболее сложный для судейства вид соревнований, так как невозможно разработать четкие критерии по всему комплексу вопросов, из которых складывается быт туристской группы.Здесь многое значит личный опыт судьи, выступающего в роли эксперта, его туристский и педагогический стаж.

    Туристские навыки судят трое судей, каждый из которых работает самостоятельно, а оценка выводиться средняя.Судейство осуществляется в течении всего хода соревнований и складывается из следующих показателей: выход группы на маршрут, прибытие на место соревнований, оснащение снаряжением, состояние лагеря и кухни, хранение продуктов, оказание первой доврачебной помощи.При выходе группы на маршрут судьи оценивают её внешний вид, правильность укладки рюкзаков, состав походной аптечки, т.е. те элементы, которые ходят в предстартовую проверку на ККМ.При оценки оснащенности группы снаряжением проверяется наличие металлических колышков, стоек для палаток,костровых приспособлений,правильность подбора посуды для приготовления пищи.

    Судейская коллегия делает 2-3 обходы всех биваков, оценивает чистоту и порядок, соблюдение группой и отдельными участниками распорядка дня, дисциплинированность, проверяется состояние кухни, групповой и личной посуды, гигиену и ее хранение,наличие дров. Особое внимание уделяется вопросам хранение продуктов, их учета и выдачи, а также оказание первой медицинской помощи.

    Результаты соревнований по туристским навыкам, как правило, подводятся последними и существенно влияют на распределение мест в итоговом протоколе. Во избежание протестов со стороны команд каждый судья при обходе должен довести до группы свои замечания и оценку.За основу рекомендуем взять 5-балльную систему оценки каждой позиции как наиболее понятную для ребят.Итоги проверки туристских навыков должны вывешиватся для ознакомления в течении одного часа после обхода.

    Помимо соревновательной части в программу туристских соревнований входят и различные конкурсы: эмблемы, художественный самодеятельности, поваров, боевых листков, газет и др.Отношение к участию в этих конкурсах будет намного ответственнее, если результат конкурсной программы войдёт как 1 из видов в итоговый протокол соревнований.Так, например, при проведении 5 видов конкурсов командый результат можно определять по сумме мест- очков, полученных за участие в трёх конкурсах.

    Одним из главных критериев оценки конкурсов должны быть самостоятельнность и творчество самих ребят.Так, например, при проведении конкурсов боевых листков можно полностью исключить участие руководителя команды, отведя время и место для работы ребячьей редколлегии. Конкурс художественной самодеятельнности и туристской песни лучше провести в форме выступления агитбригад, заранее дав тему выступления.Хорошо, если в состав жюри, оценивающего конкурсы, войдут представители от ребят и им будет дана возможность участвовать в подведении итогов.

    Важными элементами туристских соревнований являются процедуры их открытия и закрытия, награждения участников.Необходимо, чтобы был разработан сценарий открытия, назначен командующий парадом, подготовлен флагшток, решены вопросы музыкального сопровождения, хотя бы с использованием портативного магнитофона.На открытие можно пригласить почетных гостей, ветеранов войны и труда из числа родительского актива; представить главную судейскую коллегию, судей по видам, довести до всех участников условия соревнований.

    Один из главных вопросов проведения туристских соревнований – обеспечение безопасности. Он включает проверку пригодности питьевой воды, ликвидацию опасных мест на дистанциях, обеспечение дежурства медицинского работника и сотрудника полиции. Очень важно предусмотреть наличия подъездных путей к месту соревнований, чтобы в случае травмы или болезни участника его можно было немедленно доставить в ближайший пункт медицинской помощи.

    Необходимо заблаговременно решить санитарные вопросы: соорудить временные туалеты, подготовить ямы для мусора, места для мытья посуды и умывания. Особое внимание необходимо уделить вопросам купания ребят: установить постоянное дежурство на водоёме, запретить купаться по одиночке, без сопровождения взрослых.

    Если за несколько дней до соревнований произошло резкое ухудшение погоды, их необходимо перенести или отменить совсем. Однако просто дождливая погода не должна служить препятствием ни для ребят, ни для руководителей. В этом случае можно упростить дистанции, сократить программу, но постараться всё таки провести максимум видов.

    М.Г. Фальковский инструктор по туризму, учитель высшей категории, судья по спорту.

    Алексей МАШКОВЦЕВ,

    учитель физической культуры

    АНО «Школа «Премьер»

    г. Москва

    Конкурсы для туристических слетов

    Осень – прекрасное время для проведения школьных туристических слетов, Дней здоровья, «Зарниц». Побывав на одном из праздников, организованных приходскими советами храмов Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, мы решили рассказать о конкурсах для детей и молодежи, которые учителя физкультуры могут использовать при проведении внеклассных мероприятий.

    Братство кольца

    Участвуют по 4–5 человек от команды. Команды встраиваются в колонны, первые номера встают внутрь обруча – лучше использовать металлический, так как пластмассовый может сломаться – и держат его в руках. По сигналу судьи они бегут до разворотной стойки и обратно, после чего в обруч залезают вторые номера, и ученики преодолевают тот же этап вдвоем, затем третьи , и т.д. Побеждает команда, все участники которой раньше справятся с заданием.

    Болото

    Участвуют по 4 человека от команды. У каждой команды два обруча. Все встают в обруч, лежащий на полу возле линии старта, и по сигналу судьи бросают второй обруч на расстояние, доступное для прыжка, после чего по очереди перепрыгивают из одного обруча в другой. Последний участник делает прыжок с обручем в руках. Затем дети выполняют то же задание, перепрыгивая в другой обруч, и т.д. пока не преодолеют всё болото, – до линии финиша. Побеждает команда, которая затратит меньше времени.

    Три мяча

    Команды выстраиваются в колонны перед линией старта, у первых номеров по три волейбольных мяча. По сигналу судьи они, стараясь не уронить мячи, бегут до разворотной стойки и обратно, где передают их вторым номерам, и т.д. Побеждает команда, которая придет к финишу первой.

    В случае падения мяча ведение продолжается с того же места.

    Городошный биатлон

    Команды выстраиваются в колонны перед линией старта, у первых номеров по две биты для городков. В 5–10 м от них находятся платформы из фанеры – города, на которых устанавливают 5 рюх в форме какой-нибудь городошной фигуры. По сигналу судьи первые номера выполняют два броска, стараясь выбить рюхи из города. Если им это удается, они быстро строят новые фигуры и передают биты вторым номерам, которые выполняют то же задание, и т.д. В случае промаха участник пробегает штрафные круги по количеству невыбитых рюх, после чего собирает фигуры и передает биты следующему. Побеждает команда, которая придет к финишу первой.

    Тим-пенкинг

    Участвуют по 5 человек от команды . В се вместе встают на туристический коврик – «пенку» и по сигналу судьи переворачивают коврик под собой, стараясь не сойти с него и не коснуться земли. Если хотя бы один участник совершит ошибку, вся команда начинает выполнять задание сначала. Побеждает команда, которая справится с заданием быстрее.

    Баскет-два-бол

    В этом конкурсе участвует 1 человек от команды. Он получает два мяча: баскетбольный и теннисный – и по сигналу судьи бросает их в обруч, стараясь попасть обоими сразу; в случае промаха возвращается на место и повторяет попытку до тех пор, пока не попадет. Побеждает участник, к оторый затратит на задание меньше времени.

    Кедобол

    Для этого конкурса понадобятся резиновый жгут и один кед большого размера. Участвуют по 3 игрока от каждой команды : двое держат концы резинового жгута, исполняя роль «живой рогатки», а третий натягивает его за середину и устанавливает на него кед, затем резко отпускает резину, стараясь, чтобы он улетел за контрольную линию. Если кед не долетел до нее, участнику предоставляется вторая попытка, и т.д . Побеждает команда, которая затратит меньше времени.

    Ловкий дракон

    Участники двух команд выстраиваются в колонны, положив руки на талию впереди стоящим. У стоящих последними к поясу привязана ленточка. По сигналу судьи все начинают двигаться так, чтобы первые номера сумели сорвать ленточку у игроков, стоящих последними в другой команде, и не дали этого сделать соперникам. Команда, которой это удалось, побеждает.

    Если в команде произошел разрыв цепочки, ей начисляется штрафное очко. Если никому из команд за установленное время не удалось сорвать ленточку, в игре побеждает команда, у которой окажется меньше штрафных очков.

    Шариковая битва

    Игроки двух команд располагаются на площадке , к ногам у них привязаны воздушные шарики . По сигналу судьи участники стараются лопнуть ногой шарики игроков противоположной команды. Игроки, оставшиеся без шариков, выбывают из игры. Побеждает команда, которая сумеет лопнуть все шарики своих соперников.

    В случае нарушения правил: захвата соперника, покидания пределов площадки, атаки без собственного шарика – участник выбывает из игры или еще один шарик добавляется команде соперника.